Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
1. Понятие политки.
Основные подходы к
Политику можно определить
как сферу деятельности, связанную
с отношениями между
Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.
Среди большого количества подходов
преобладает определения
В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:
1. выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
2. разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
3. руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
4. интеграция различных
слоев населения за счет
5. политическая социализация,
6. обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.
Структура политики — это:
— политический интерес (представляет
собой внутренний источник политического
поведения, побуждающий людей к
постановке определенных политических
целей и осуществлению
— политическая организация (отражает роль институтов публичной власти как центров управления общественными процессами)
— политическая деятельность (выступает разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов)
— политическое сознание (характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам)
— политическое сознание (характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам).
2. Политическая
власть как система
. Политическая власть
– это реальная способность
данного класса, группы, индивида
проводить свою волю в
Легитимность — это
доверие и принятие власти общественным
сознанием, оправдание её действий, потому
она связана с моральной
Легитимность не является юридическим фактом, но является социально-психологическим явлением. Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
типы легитимности: традиционную,
харизматическую и
§* традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
§* рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
§ *харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
3. Виды власти. Теория и практика разделения властей в РФ.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно , на экономическую, социальную, политическую, принудительную, духовно-информационную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная власть - это
распределение положения в
Принцип разделения властей
Смысл идеи разделения властей
- не допустить злоупотребления
- четкое распределение
функций, предметов ведения и
полномочий органов
- независимость и
- обеспечение в схеме
государственной власти
- гарантированное конституцией,
законами, административно-правовыми
актами реальное вовлечение
- социальный (общественно-гражданский)
контроль за всеми ветвями
власти, обеспеченный правовыми
и организационно-структурными
Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть
на три ветви: законодательную, исполнительную
и судебную и закрепляет за каждой
из них круг относящихся к их ведению
вопросов, их компетенцию. Законодательная
власть вверяется высшему
Законодательная власть
Законодательная власть - представительная.
На основании выборов народ
Исполнительная власть.
В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.
Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.
Судебная власть.
Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы разобрать права и требования каждой стороны и окончательно поставить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность независимость, коллегиальность.
Судебная власть - это независимая
специфическая ветвь
4. Государство
в системе политиче-ских
Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Основной функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
Политические отношения - это от-ношения по поводу государственной власти. Большое значение придается общественному контролю за деятельно-стью государственного аппарата, оказанию ему содействия, общественной поддержки.
Государство занимает особое место в политической системе общества. Это определяется его суверенными признаками, то есть безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти. Государство - самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интере-сы всего общества. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны.
Государство обладает монополией
на правотворчество, устанавливает
единый правопорядок в обществе, одинаковые
условия осуществления
Государство регистрирует соци-альные
объединения, легализует их деятельность.
Вместе с тем запрещается
Государство гарантирует
соблюдение прав и свобод социальных
объединений, оказывает поддержку
их деятельности, законодательно регулирует
предоставление им налоговых льгот,
учитывает предложения