Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Shpora_politologia_1_2.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные  связи со средой.

Менее распространенными  классификациями политических систем являются следующие:

завершенные и незавершенные;

централизованные и децентрализованные;

микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

инструментальные и идеологические;

с высоким, средним, низким уровнем  автономизации.

Многообразие типологий  политических систем свидетельствует  о многомерности политического  мира, о возможности его анализа  с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или  иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе  конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже

 

Основные черты политической системы РФ

 

Особенности политической системы  современной России определяются её своеобразием и неповторимостью (как  впрочем и практически любой  политической системы) и характеризуются:

 

а) ее «переходным» характером (при отсутствии общественного согласия и по поводу целей проводимых изменений),

 

б) кризисным характером процессов, протекающих в обществе.

 

Среди этих особенностей можно  выделить несколько особенно негативных, способствующих уменьшению общей эффективности:

 

· Слабость государства, как  основного института политической системы, его неспособность решать стоящие перед обществом проблемы. (отсутствуют: ресурсы, авторитет, навыки, эффективные каналы связи с обществом).

 

· Слабая связь политических партий со структурами гражданского общества.

 

· Отставание в формировании нормативно-регулятивной подсистемы от формирования новых институтов.

 

· Болезненный характер процессов  реформирования информационно-коммуникационной подсистемы, структуры которой в  большей степени озабочены отстаиванием собственных интересов, чем выполнением  своих социальных функций.

 

 

 

28. СМИ как четвёртая  власть . Политическая роль СМИ  в современной России.

 

Роль средств массовой информации настолько велика в современном  обществе, что СМИ часто называют “четвертой властью” (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Что  же представляет собой СМИ и являются ли они в действительности этой четвертой  властью? Под массовой информацией  принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или  в силу того, что информация рождается  в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией.

СМИ формируются определенными  организациями, социальными институтами, которые обладают техническими средствами массовой информации. Телевизор, компьютер  и другие технические средства массовой информации распространяют информацию на большие расстояния, для рассредоточенной в пространстве огромной аудитории  слушателей и зрителей в реальном режиме времени. Более того, они являются не только техническим механизмом, но, могут создавать собственные культурные ценности, что способствует их более результативному воздействию, как на отдельную личность, так и на общество в целом. Это воздействие настолько велико, что СМИ часто называют “четвертой властью”.

 

особую активность в политической жизни, политической системе страны проявляют средства массовой информации как обычные, так и электронные.

Однако, наряду с достоверной  информацией, которую несут СМИ, мы порой имеем дело с подтасовкой  фактов, ложью и клеветой, стремлением  некоторых СМИ и отдельных  телеведущих, журналистов найти  компромат на оппонента и, с его  помощью, сформировать у телезрителей, читателей нужный образ "противника". И, чем ближе к выборам, тем  отчетливее это появляется.

В связи с данным обстоятельством  остановимся на характеристике, функциях и роли СМИ в современной политической системе вообще и в России - в  частности.

Известно, что потребности  политической системы в средствах  коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности  действующих субъектов политики, способов принятия политических решений, масштабов государства и т. д.

В современном обществе СМИ  выполняют ряд общих политических функций. Это, во-первых, информационная функция - получение и распространение  сведений о наиболее важных для граждан  и органов власти событиях, но не всех, а тех, которые носят политический характер.

Во-вторых, формирование на основе полученной политической информации общественного  мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни  общества. Так, например, у людей  формируются мнения по вопросам, не находящим непосредственного отражения  в их повседневном опыте - о политических деятелях, других странах и т. д.

В-третьих, сведения, факты  о тех или иных политических событиях так и останутся сведениями, фактами, если они не будут как-то упорядочены, приведены в систему, позволяющую  людям адекватно судить о политических событиях. Это находит свое выражение  в образовательной функции СМИ, которая, в свою очередь, связана  с функцией социализации и, по существу, перерастает в нее.

Однако если политическое образование предполагает постоянное, систематическое приобретение политических знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности лучше  адаптироваться к социально-политической реальности.

Кроме вышеназванных функций, следует назвать еще и такую, как функция критики и контроля.

 

29. Политическое  манипулирование. Политическая реклама.  Особенности и механизмы формирования  общественного мнения о политике.

 

Политическое манипулирование  система способов психологического воздействия на массы, которые политические власти используют с целью политического  обмана, внедрения в сознание нарда  иллюзорных представлений о политической жизни. Манипулирование в политике имеет глубокие гносеологические корни, поскольку политика есть область  сложная, часто скрытая от глаза  простых людей, чрезвычайно противоречивая, и может быть лживой, аморальной, нечестной и т.п. Поэтому понять простому человеку политические события, их объяснить, оценить - довольно сложно. Не случайно многие люди, являясь объектом манипуляций, не стремятся выйти из этого плана, довольствуются одним суждением о политике одним словом "нравится" или "не нравится".

 

Органы политической власти недемократических режимов всегда стремятся держать народ, социальные общности людей в состоянии объекта, используя средства массовой информации для насаждения выгодных властям  стереотипов, остановок, целей, идеалов  и т. п. Политика при этом понимается как воля власти, закамуфлированная  под власть народа. Постулат народовластия  в иллюзорной упаковке пропагандируется всеми средствами массовой информации, полностью подконтрольными государственно-партийному аппарату. Плюрализма политического  нет, гласности, объективности политических процессов, альтернативности политических действий, избирательных кампаний тоже нет. Консервируется рабское сознание, "полностью одобряемый" народом  политический курс властей. Такое состояние  сознания народа удобно и для народа и для властей. Но оно не может  быть вечным. Люди начинают просыпаться  от политической спячки и переходить от состояния объекта к состоянию  субъекта. Манипулировать людьми становится сложнее, и политика постепенно приобретет качество демократичности.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА  — реклама, которая используется политиками для побуждения людей  голосовать за них. П. р. концентрируется  в большей мере на создании образа политика, но иногда ее предметом становятся спорные вопросы, являющиеся базой  соперничества кандидатов.

 

Феномен общественного мнения занимает ключевые позиции в теории и практике PR. Не случайно одной из первых книг, посвященных PR, была книга  Э. Берниза «Кристаллизация общественного  мнения» (1913г. ). Основные направления  и задачи работы PR служб, связанных  с общественным мнением сводятся к следующему:

 

Отслеживание (анализ состояния  и интерпретация содержания общественного  мнения по тем вопросам и проблемам, которые интересуют фирму, политическую организацию, властную структуру). Интерпретация  предполагает оценку состояния общественного  мнения, прогноз его развития, выработка  рекомендаций для фирмы (организации, структуры) по учету состояния общественного  мнения.

Давая высокую оценку феномену общественного мнения, в то же время  необходимо отметить, что заложенные в природе общественного мнения функции не реализуются автоматически. Их реализация напрямую зависит от уровня зрелости, сформированности общественного  мнения, равно и того статуса, которое  оно занимает в обществе - наличие (отсутствие) у бизнес структур, властвующих  элит, желания и необходимости  считаться с общественным мнением.

 

Подробнее о первом факторе. Общественное мнение представляет собой  достаточно сложный феномен и  его не так просто выявить. Это  вовсе не арифметическая сумма высказываний, зафиксированных тем или иным образом. Общественное мнение – это  достаточно зрелый органический продукт  общественной жизни, коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной социальной коммуникации - публичной дискуссии. Если в обществе нет набора условий, необходимых для его возникновения, а именно самой сознающей себя в качестве субъекта социального поведения общественности, обильного потока свободной и доступной ей информации по предмету обсуждения, развитого интереса у масс к этой информации, их способности артикулировать свою позицию, широкой сети безотказно действующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации, то этот продукт отсутствует по определению. Общественное мнение у нас существует далеко не везде, то есть – как минимум - не во всех социальных средах, и далеко не всегда, то есть - как минимум - не по каждому заслуживающему внимания и интересующему исследователя поводу.

Системный подход — направление  методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта  как целостного множества элементов  в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта  как системы.

 

Говоря о системном  подходе, можно говорить о некотором  способе организации наших действий, таком, который охватывает любой  род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более  эффективного использования. При этом системный подход является не столько  методом решения задач, сколько  методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более  высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

 

Целостность, позволяющая  рассматривать одновременно систему  как единое целое и в то же время  как подсистему для вышестоящих  уровней.

 

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней  мере, двух) элементов, расположенных  на основе подчинения элементов низшего  уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна  на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация  представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

 

Структуризация, позволяющая  анализировать элементы системы  и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как  правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько  свойствами самой структуры.

 

Множественность, позволяющая  использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных  элементов и системы в целом.

 

Основные определения  системного подхода

 

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.

Система — совокупность элементов  и связей между ними.

Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством  определенных связей (картина связей и их стабильностей).

Процесс — динамическое изменение  системы во времени.

Функция — работа элемента в системе.

Состояние — положение  системы относительно других её положений.

Системный эффект — такой  результат специальной переорганизации  элементов системы, когда целое  становится больше простой суммы  частей.

Структурная оптимизация  — целенаправленный итерационный процесс  получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически  достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации  элементов системы. Разработана  серия имитационных моделей для  демонстрации феномена структурной  оптимизации и для обучения.

 

Основные допущения системного подхода

В мире существуют системы

Системное описание истинно

Системы взаимодействуют  друг с другом, а, следовательно, всё  в этом мире взаимосвязано

Следовательно мир — это  тоже система

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"