Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Shpora_politologia_1_2.docx

— 60.24 Кб (Скачать файл)

 

В процессе развития древнегреческой  политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постелено уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

 

 

15. Политические  учения эпохи Возрождения и  Нового времени

Эпоха Возрождения. Представители: Николла Маккеовелли, Томас Морр, Томаза Компанелла. 1. Освобождение политю науки от теологии. 2. Развитие гуманистических  начал. 3. Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства. В  центре стоит человек в социально-полт. проблемах. Социально-полит. порядок, как  результат деятельности самого человека. Николла Маккеовелли: политика, как  сфера исследования, полит. процессы уподобил к естественным процессам, связь политики и экономики, в  основе полит. поведения лежит не мораль, а выгода и сила, церковь  как политический институт, ее служебная  роль по отношению к государства. Томас Морр, Томаза Компанелла: говорят  о наилучшем государственном  устройстве, главный принцип - принцип  справедливости.

Новое время. Представители: Шарль Луи Монтескъе, Руссо, Гобс, Кант, Вальтер. 1. Формирование либеральной  политической идеологии. 2. Обоснование  необходимости разделения властей. 3. Разработка вопросов правового государства. 4. Анализ механизма функционирующиего  в буржуазной демократии. 5. Формировании концепции прав и свобод гражданина. Шарль Луи Монтескъе: Теория географического  детерминизма - форма государственного устройства определяется географическим положением. Право, как регулятор  отношений между государством и  обществом. Понятие полит. свободы - свобода, ограниченная законом. Гобс и  Локк: Теория общественного договора. Жан Жак Руссо (республиканец): Власть в государстве должна принадлежать народу, принцип народного суверинитета. Причина возникновения государства - существование социального неравенства. Вопросы демократии. Эмануил Кант: создает теорию правового государства - верховенство имеет закон. Гегель: соотношение государства и гражданского общества, свобода личности реализуется  в праве частной собственности

 

16. Учение о государстве Бодена

Боден снял завесу тайн с  власти монарха, доказав, что государство  — это политическое объединение, имеющее независимую власть и  не подчиняющееся никакой внешней  власти. В то же время суверен  связан законами божественными и  естественными, едиными у всех народов. Значит, хорош лишь тот монарх, который  сознательно избирает путь подражания Богу. Суверенная власть едина и  неделима, её решения обязательны  для всех, поэтому оптимальная  форма правления по Бодену — абсолютная монархия.

 

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью  государства является достижение счастья  людей. По его мнению, цель государства  — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину  социальных конфликтов Боден вслед  за Макиавелли видел в неравномерном  распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы  вероисповедания и проведения экономических  реформ с целью укрепления частной  собственности граждан — опоры  государства. В зависимости от принадлежности суверенитета Боден определял три формы государства: монархия, аристократия, демократия. Последняя, по Бодену, ведёт к нестабильности. Давать власть народу опасно, считал он, ибо толпа завидует уму, знатности и богатству. Демократия — господство черни и её демагогов, при ней неизбежны раздоры и войны. Аристократию он считал прочнее, поскольку власть находится в руках достойного меньшинства, но государство это также неустойчиво ввиду постоянного соперничества.

 

17. Мораль и политика  Макиавелли, Государь. Общая харкатеристика.

 

"Государь" Никколо Макиавелли - объёмистый том, а не на  короткое эссе, в котором Макиавелли  смог уместить все свои идеи.

На первый взгляд "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством. Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых  ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже с точки зрения удачного сочетания богатого личного  опыта с глубоким анализом соответствующих  теме античных источников. "Государь" - учебник для начинающих политиков, можно отметить чёткую логичность изложения. Это произведение можно считать  хорошим практическим трудом, оно  обобщает опыт прошедших веков и  современные им политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста  в своём деле. Для своего времени  безусловно необычен и нов подход к политике как к ещё одной  отрасли человеческого знания.

 

Внутри "Государя" Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию  нового государства. Этот идеал воплощается  для него в кондотьере, который  являет собой некий символ коллективной воли. Утопическим элементом политической идеологии Макиавелли следует считать  то, что государь был чисто теоретической  абстракцией, символом вождя, идеальным  кондотьером, а не политичес-кой  реальностью.

1. Политика: сфера действия  реального, а не желаемого. 

Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания  и интересы.

2. Макиавелли отделил политику  от морали:

2.1. политика есть особенная  сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены  и испытаны, а не выведены из  Святого письма;

2.2. мораль частной особы  и общественного деятеля - отличаются. «Великие люди стыдом считают  неудачу, а не нарушение слова»;

2.3. идея «значительной  цели» - моральная ответственность  в цели, а не в средствах.

 

18. Сравнительная  характеристика политико правовых  идей мыслителей нового времени. 

Теорию «общественного договора»  развивали английские мыслители  Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также французский философ  Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.

 

Т. Гоббс в произведениях  «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс  впервые в Новое время в  систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Договор как основа возникновения  государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Так  Г. Гоббс обосновывал необходимость  абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

 

Другой системообразующий  признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение  государства: “Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного  договора между собой огромное множество  людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым  для их мира и защиты”.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором  обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие.

Отстаивая единство верховной  власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал  другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения  компетенции в осуществлении  власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном  механизме как гарантию упорядоченности  и контроля.

Ж. Ж. Руссо, напротив, идеализировал  догосударственное, естественное существование  человека, полагая, что по своей природе  человек — существо доброе.

Основная задача общественного  договора состоит в том, чтобы  «найти такую форму ассоциации, которая  защищает и ограждает всею общею  силою личность и имущество каждого  из членов ассоциации и благодаря  которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как  и прежде». Общественный договор  — это способ интеграции общей  воли. Передавая в общее достояние  свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в  нераздельную часть целого».

В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения  является прямая демократия.

Главная ценность, согласно либерализму, — свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.

 

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического  сообщества. Заключается же она в  том, чтобы все (и каждый) могли  обеспечивать, сохранять и реализовывать  свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу "и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т. д.". Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом — собственность.

 

Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно  с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось  туда, куда его влечет большая

 

19. Политическое  лидерство.

Политическое лидерство  – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Теории: 1.Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется  выдающимися качествами отдельных  личностей (Богфаус). 2.Ситуативная теория(Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства  от определенных социальных условий  и ситуаций. 3.Психологическая теория, по мнению Фрейда, в основе лидерства  лежит подавленное бессознательное  влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания  своей воли другим людям. 4.Интегративная  теория учитывает основные стороны  лидерства: анализ личности лидера, его  происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые  он должен выполнять; характеристики его  последователей; конкретные условия  и обстоятельства лидерства. Типы: обычные  ó великие, активно-позитивные ó активно-негативные.

 

20. Политическая  элита.

Группа лиц, подготовленных для выражения соц.интересов той  или иной общности, приспособленных  для создания определенных полит.ценностей  и целей и контролируемых процесс  принятия решений.

Типы элит: 1. открытая-характеризуется  достаточно динамичной циркуляцией, доступ в нее свободный и конкурентный, нет искусственных препятствий  на законное вхождение новых людей  в политическое руководство 2. закрытая – характеризуется замедленной  циркуляцией, выражающейся в неравных возможностях доступа в нее неэлитных  групп. Элиты: 1.Лис и 2.Львов.

Теории элит:

Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща  элитарность. В основе этого лежит  факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми  полит и организаторскими качествами.

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами  с их добровольного согласия, посредством  свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей  степени естественного отбора лиц  с выдающимися качествами и способностями.

Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен)- элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия  на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые  оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы.

Леволиберальные концепции (Р.Миллс) - общество управляется исключительно  одной властвующей элитой. Возможности  демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

 

21. Избирательные  системы. Особенности ИС в РФ.

Избирательная система —  совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных  прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Типы: 1. Мажоритарная ИС - система  выборов в коллегиальный орган  или должностного лица, при которой  избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей  по избирательному округу, где они  баллотируются. Существуют три разновидности  мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. 2. Система формирования выборных органов  власти через партийное представительство  называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"