Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постелено уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.
15. Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени
Эпоха Возрождения. Представители:
Николла Маккеовелли, Томас Морр,
Томаза Компанелла. 1. Освобождение политю
науки от теологии. 2. Развитие гуманистических
начал. 3. Анализ проблем прав и свобод
человека, закона и государства. В
центре стоит человек в социально-
Новое время. Представители:
Шарль Луи Монтескъе, Руссо, Гобс,
Кант, Вальтер. 1. Формирование либеральной
политической идеологии. 2. Обоснование
необходимости разделения властей.
3. Разработка вопросов правового государства.
4. Анализ механизма функционирующиего
в буржуазной демократии. 5. Формировании
концепции прав и свобод гражданина.
Шарль Луи Монтескъе: Теория географического
детерминизма - форма государственного
устройства определяется географическим
положением. Право, как регулятор
отношений между государством и
обществом. Понятие полит. свободы -
свобода, ограниченная законом. Гобс и
Локк: Теория общественного договора.
Жан Жак Руссо (республиканец): Власть
в государстве должна принадлежать
народу, принцип народного
16. Учение о государстве Бодена
Боден снял завесу тайн с власти монарха, доказав, что государство — это политическое объединение, имеющее независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. В то же время суверен связан законами божественными и естественными, едиными у всех народов. Значит, хорош лишь тот монарх, который сознательно избирает путь подражания Богу. Суверенная власть едина и неделима, её решения обязательны для всех, поэтому оптимальная форма правления по Бодену — абсолютная монархия.
Боден выступал против общепринятой
идеи Аристотеля о том, что целью
государства является достижение счастья
людей. По его мнению, цель государства
— обеспечение внутреннего
17. Мораль и политика Макиавелли, Государь. Общая харкатеристика.
"Государь" Никколо Макиавелли - объёмистый том, а не на короткое эссе, в котором Макиавелли смог уместить все свои идеи.
На первый взгляд "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством. Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже с точки зрения удачного сочетания богатого личного опыта с глубоким анализом соответствующих теме античных источников. "Государь" - учебник для начинающих политиков, можно отметить чёткую логичность изложения. Это произведение можно считать хорошим практическим трудом, оно обобщает опыт прошедших веков и современные им политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста в своём деле. Для своего времени безусловно необычен и нов подход к политике как к ещё одной отрасли человеческого знания.
Внутри "Государя" Макиавелли
рассматривает, каким должен быть государь,
чтобы вести народ к основанию
нового государства. Этот идеал воплощается
для него в кондотьере, который
являет собой некий символ коллективной
воли. Утопическим элементом
1. Политика: сфера действия реального, а не желаемого.
Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.
2. Макиавелли отделил политику от морали:
2.1. политика есть особенная
сфера человеческой
2.2. мораль частной особы
и общественного деятеля - отличаются.
«Великие люди стыдом считают
неудачу, а не нарушение слова»
2.3. идея «значительной цели» - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
18. Сравнительная
характеристика политико
Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга.
Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.
Договор как основа возникновения
государства в теории Гоббса является
своеобразным согласием подвластных,
признающих политическую власть. Так
Г. Гоббс обосновывал
Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: “Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты”.
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие.
Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля.
Ж. Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек — существо доброе.
Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор — это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в нераздельную часть целого».
В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия.
Главная ценность, согласно либерализму, — свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.
Государство получает от образовавших
его людей ровно столько
Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Дж. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось туда, куда его влечет большая
19. Политическое лидерство.
Политическое лидерство
– это постоянное, приоритетное
и легитимное влияние одного или
нескольких лиц, занимающих властные позиции,
на все общество или группу. Теории:
1.Теория личностных черт. Согласно ей
природа лидерства объясняется
выдающимися качествами отдельных
личностей (Богфаус). 2.Ситуативная теория(Хилтон)
отстаивает идею зависимости лидерства
от определенных социальных условий
и ситуаций. 3.Психологическая теория,
по мнению Фрейда, в основе лидерства
лежит подавленное
20. Политическая элита.
Группа лиц, подготовленных
для выражения соц.интересов
Типы элит: 1. открытая-характеризуется
достаточно динамичной циркуляцией, доступ
в нее свободный и
Теории элит:
Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами.
Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории (В.Ропке). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями.
Концепции плюрализма элит (С.Келлер,
О.Штаммер, Д.Рисмен)- элита множественна.
Ни одна входящая в нее группа не
способна оказать решающего воздействия
на все области жизни
Леволиберальные концепции (Р.Миллс) - общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.
21. Избирательные системы. Особенности ИС в РФ.
Избирательная система —
совокупность правовых норм, регулирующих
порядок предоставления избирательных
прав, проведения выборов в органы
государства и местного самоуправления,
определения результатов
Типы: 1. Мажоритарная ИС - система
выборов в коллегиальный орган
или должностного лица, при которой
избранными считаются кандидаты, получившие
большинство голосов