Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 11 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Идеология_сокращен.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

1. Идеология  и ее общественное предназначение.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Возникновение политической идеологии как способа социально-группового мышления тесно связано со становлением современного индустриального общества. Выражая интересы социальных групп, формулируя политические проблемы различного уровня сложности на доступном для рядового избирателя языке, идеологии способствуют демократизации общества и политизации граждан. Плюрализм идеологий и мнений является основой развития демократии. При наличии соревновательной партийной системы идеологии обеспечивают коммуникацию между обществом и государством. Оформление идеологических предпочтений различных групп общества способствует упорядочению механизмов выражения их интересов в процессе выработки государственной политики. Любые идеологические системы имеют готовые шаблоны решения социальных проблем, в силу чего любой курс правительства может быть рассмотрен сквозь призму идеологии.

Как правило, новые идеологические системы возникают в условиях общественных кризисов, когда перед  обществом возникают такие проблемы, которые еще не получили должного осмысления в общественном сознании. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменениях существующего социального строя, либо наоборот, вынуждены искать новые идейные основания для его сохранения. При этом целью любой идеологии является воздействие на сознание, а через него – на поведение людей.

Идеология имеет два  важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.

3. Национально-государственная  идея белорусского народа.

Белорусская национальная идея является основой национально-государственного самосознания белорусов.

Становлению белорусской  идеи способствовали:

  • ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций;
  • социально-политические идеи белорусской философии различных периодов;
  • философско-публицистические выступления и произведения;
  • литературно-художественное творчество деятелей белорусской культуры.

Приобщение к национальной идее наделяет человека патриотическим самосознанием, которое, в зависимости  от действий руководства страны и  сограждан, вызывает у него самые  различные чувства: от гордости до стыда  за свою страну. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене.

Национальная идея служит возрождению и закреплению традиций национальной культуры.

Национальная идеология в доктрине идеологии белорусского государства – это не национальная идея, служащая сердцевиной идеологии национализма, а национально-государственная идея – национальная идея, сформулированная в соответствии с интересами государства. Ее содержание отражено в концепции основ идеологии белорусского государства, представляющей собой систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь. На уровне отраслей, ведомств и регионов национально-государственная идея выражена в программах по реализации концепции основ идеологии белорусского государства, в которых определены конкретные цели, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы ее воплощение. Пропагандистский аспект национально-государственной идеи отражен в пропаганде основ идеологии белорусского государства через государственные средства массовой информации, а также идеологические мероприятия по месту работы, учебы и проживания граждан.

Функциями национально-государственной  идеи являются:

1) интегративная, поскольку она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества;

2) объяснительная, которая заключается в обосновании и существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь;

3) целеполагающая, так как она формулирует консолидирующие цели и закрепляет направления общественного развития.

Ценностная сердцевина национально-государственной идеи – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства – независимость, стабильность и благосостояние.

Независимость

Основным условием успешного развития белорусского народа в является независимое  белорусское государство. Приобретением независимости в Беларуси позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику; национальную систему культуры и образования; экономический потенциал для построения социально-ориентированной экономики.

Защита независимости  подразумевает не только сохранение суверенитета и территориальной целостности, повышение обороноспособности страны, но и проведение кредитно-финансовой политики, направленной на укрепление денежной единицы и увеличение золотовалютных резервов Республики Беларусь, создание благоприятного инвестиционного климата, а также разработку и внедрение инновационных технологий, которые позволили бы существенно сократить или полностью ликвидировать зависимость республики от импортных энергоносителей.

Стабильность 

Важнейшим фактором жизнедеятельности  белорусского народа выступает политическая и социально-экономическая стабильность. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве является важным преимуществом современной Беларуси.

Благосостояние

Основная цель белорусского государства  – обеспечение высокого качества жизни граждан и достойного уровня материального благосостояния. Сложностью для белорусского государства на современном этапе является уровень материальных притязаний наиболее образованной и активной части населения. Сегодня он растет быстрее, чем развивается экономика страны. Это ведет к таким негативным последствиям как «утечка мозгов», снижение социальной активности граждан, политическая апатия, рост иждивенческих настроений.

Благосостояние белорусского общества обеспечивается посредством  особой белорусской экономической модели.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа.

Данная цель определяется тенденциями  развития страны в последнее десятилетие. Средства их достижения формируются в ориентации на духовно-нравственные устои современного белорусского общества.

12. Президент  РБ – гарант формирования и  реализации идеологической политики  государства.

Президент в современной  Беларуси является воплощением единства интересов государства и народа, что делает его центральным элементом политической системы. Термин «президент» происходит от лат. «рrаesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Институт  Президента в Республике Беларусь имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г. сперва с принятием Конституции 15 марта 1994 г., а затем в июле1994 г., когда прошли первые президентские выборы. В период с 1990 по 1994 гг. функции главы белорусского государства выполнял Председатель Верховного Совета. (до января 1994 г. им был Станислав Шушкевич, а потом – Мечислав Гриб).

Важнейшими причинами  введения поста президента в Беларуси стали:

1. Изменение  политической системы, выраженное в ликвидации командно-административной системы и отказе КПСС от монополии на власть. С обретением Беларусью независимости начался процесс передачи власти Советам народных депутатов, которые в силу ряда причин не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах. Скоординировать действия государственных структур на тот момент не удалось ни номенклатуре, ни оппозиции. В результате образовался вакуум власти, который был впоследствии заполнен всенародно избранным Президентом – институтом, более легитимным, чем сформированные до распада СССР Совет министров и Верховный Совет 12-го созыва.

2. Необходимость  исполнения законов. Президент как глава исполнительной власти был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

3. Потребность в решительных действиях. Граждане республики ожидали увидеть во главе государства сильного лидера, способного взять на себя ответственность за положение дел в стране и вывести ее из кризиса.

4. Неэффективность  коллективного руководства.

Отвечая требованиям времени, разработчики Конституции Республики Беларусь не только установили в Беларуси президентскую систему правления, но и оформили новое для тогдашнего белорусского государства положение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Между тем, изначально в белорусской системе сдержек и противовесов сохранялась неопределенность, ставшая впоследствии причиной конфликта высших органов исполнительной и законодательной властей. Так, в первой редакции Конституции перечень полномочий Президента и Парламента был открытым. В п. 26 ст. 100 указывалось, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. При этом полномочия Парламента ограничивались только Конституцией (посл. абз. ст. 83). Верховенство Конституции и законов над нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом, закреплялось в ч. 2 ст. 146 Конституции, где указывалось: «В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон». Недостатком такой формулировки была неясность того, каким путем обеспечивается действие Конституции в случае расхождения закона с Конституцией. Парламент не вправе был расширять свою компетенцию путем принятия закона. Тем не менее, 21 февраля 1995 г. он принял Закон «О Президенте Республики Беларусь», закреплявший, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, а также постановлениям Верховного Совета, не могут их дополнять и изменять.

В 1996 г. данное противоречие вылилось в конфликт исполнительной и законодательной властей, угрожавший стране общенациональным кризисом. Разрешение этого конфликта было осуществлено не Конституционным судом, а Президентом путем обращения к народу как источнику государственной власти. По его инициативе Президента на втором республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. был принят президентский вариант Конституции, который изменил систему правления в Беларуси. Если с 1994 года Беларусь была президентской республикой, то в 1996 г. она превратилась в смешанную, президентско-парламентскую республику с широкими полномочиями Президента. (С 1994 по 1996 гг. первый раздел главы 4 Конституции начинался со ст. 95, в которой говорилось «Президент РБ является главой государства и исполнительной власти». Сегодня этот же раздел начинается со ст. 79, которая указывает лишь на то, что Президент Республики Беларусь является Главой государства.)

Инициативы Президента по изменению структуры органов власти были поддержаны народом в ходе еще двух республиканских референдумов:

  • 14 мая 1995 г. народ согласился с необходимостью внесения в Конституцию, которые позволяют Президенту досрочного прекратить полномочия Верховного Совета в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
  • 17 октября 2004 г. из ст. 81 Конституции вычеркнуто предложение «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков».

Широкие полномочия по контролю над правительством в сочетании с правом издания указов и декретов, имеющих силу закона, могут рассматриваться как признаки суперпрезидентской республики. Однако, если учесть, что главы государств в суперпрезидентских республиках являются также создателями официально провозглашенной и обязательной идеологии, возглавляют единственную легальную в своей стране партию, а также занимают свой пост пожизненно, то говорить о суперпрезидентской республике в Беларуси было бы явным преувеличением. Более того, как указывает В.А. Василевич, посредничество Президента имеет скорее политический, чем чисто юридический характер, поскольку в юридическом отношении обширными правами обладает Конституционный Суд Беларуси. Именно ему принадлежит приоритет в разрешении споров о компетенции различных органов государственной власти посредством проверки конституционности нормативных актов.1 В вопросах же идеологии взаимодействия органов власти приоритетная роль посредника принадлежит Президенту.

13. Парламент  - Национальное собрание, как субъект  формирования идеологической политики государства.

Парламент (от фр. «parler» – говорить) – это высший представительный и законодательный орган власти. Помимо законодательных функций, современные парламенты осуществляет также контрольные функции, участвуют в формировании правительства, назначении судей. Важнейшим полномочием парламента является утверждение государственного бюджета. В особых случаях парламент или одна из его палат могут выполнять и судебные функции.

Каждый парламент или  каждая палата парламента формирует комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и содействия в реализации иных своих функций. Важнейшими организационными полномочиями в парламенте обладает Президиум.

Парламентаризм в РБ прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.

В 1994 г., согласно новой Конституции, высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, имевший право принимать законы и вносить изменения и дополнения в Конституцию. ВС состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"