Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 11 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Идеология_сокращен.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В 1996 г. белорусский парламент приобрел новое название и структуру. Теперь он называется Национальным собранием (НС) РБ и состоит из двух палат – Палаты представителей (ПП) и Совета Республики (СР). Численность депутатского корпуса НС РБ составляет 174 человека. Указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. был одобрен список из 110 депутатов Верховного Совета, включенных в состав Палаты представителей Национального собрания. Помимо структуры парламента, Конституция в редакции 1996 г. изменила и срок его полномочий. Если ранее белорусский парламент избирался на пять лет, то теперь – на четыре года.

Структура и полномочия белорусского парламента

Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть гражданин, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет (ст. 92 Конституции). От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. 8 членов Совета назначает Президент (ст. 91 Конституции). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами. Кандидатуры в члены Совета Республики обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.

В соответствии со ст. 97 Конституции РБ, Палата представителей НС:

1) рассматривает по  предложению Президента либо  по инициативе не менее 150 тысяч  граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты  законов;

3) назначает выборы  Президента;

4) дает согласие Президенту  на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад  Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по  инициативе Премьер-министра вопрос  о доверии Правительству;

7) принимает отставку Президента;

8) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

9) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики, наряду с законодательной функцией, осуществляет ряд других полномочий:

  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда, шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
  • принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
  • принимает решения по другим вопросам, предусмотренным Конституцией.

Представительство в  парламентах интересов различных  социальных групп, наличие депутатов  различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Именно депутатские объединения и партийные фракции в парламенте являются организационной формой проведения в жизнь различного рода идеологических ориентиров. Деятельность парламентских фракций и депутатских групп позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.

Сегодня в Палате представителей Национального собрания работают 12 партийных депутатов: 8 от КПБ (Коммунистическая партия Беларуси), 3 от Аграрной партии, и 1 от Либерально-демократической партии.

В ближайшем будущем  белорусским депутатам необходимо поднять на качественно новый  уровень правотворческую работу. Во-первых, им необходимо устранить пробелы в национальном законодательстве. Национальное законодательство должно стать более простым и доступным, исходить из реалий жизни, отвечать ожиданиям людей, учитывать общественное мнение. Перед парламентариями стоит задача совершенствования всего массива экономических законов с учетом стандартов Всемирной торговой организации, в которую Беларусь стремится вступить. Продолжится также унификация законодательства с Российской Федерацией. Необходима активизация работы по кодификации национальных законов. Во-вторых, депутатам предстоит активнее работать со своими избирателями. В послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2005-го года Президент дал депутатам Национального собрания наказ не забывать о долге перед избирателями, «идти в люди», жить заботами избравшего их народа. В этом, как отметил Президент, заключается их идеологическая работа.

14. Основные  направления идеологической политики  Правительства – Совета Министров  РБ

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство как высший орган  исполнительной власти имеет ряд признаков:

1. Подзаконность. Исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.

2. Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

3. Предметный характер. Как высший орган исполнительной власти правительство существует для реализации политики страны в различных сферах жизни общества. В руках исполнительной власти находится мощная сила, осуществляемая чиновниками, армией, милицией, администрацией, а также система кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства.

Правительство Республики Беларусь в  своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Совет министров состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В  состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Изданиями Совета Министров Республики Беларусь являются газеты «Рэспублiка» и «Белорусская Нива», журнал «Экономика Беларуси».

Премьер-министр назначается  Президентом РБ с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре премьера. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения (ст. 108 Конституции). Полномочия премьера оговорены в ст. 106 Конституции. В частности, Премьер-министр:

- руководит деятельностью Правительства  и отвечает за его работу;

- в двухмесячный срок после  своего назначения представляет  Парламенту программу деятельности  Правительства, а в случае ее  отклонения в течение двух месяцев представляет повторную программу деятельности Правительства;

- информирует Президента об  основных направлениях деятельности  Правительства и о всех его  важнейших решениях.

Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания правительства проходят под председательством Премьера или Президента. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства. За ее осуществление Премьер несет персональную ответственность перед Президентом.

Правительство или любой член Правительства  вправе заявить Президенту о своей  отставке, если считает невозможным  дальнейшее осуществление своих  обязанностей.

Согласно ст. 107 Конституции, Правительство:

  • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • обеспечивает исполнение Конституции, законов, а также декретов, указов и распоряжений Президента;
  • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

В августе 1999 г. в состав Правительства входило 56 человек. В соответствии с ч. 15 ст. 84 Конституции, дающей Президенту право определять структуру Правительства, 24 сентября 2001 г. Президент своим Указом уменьшил количество членов правительства с 60 до 37 человек и сократил число вице-премьеров с 7 до 4 человек.

Идеологическое направление  деятельности Правительства

Поскольку важнейшие  правительственные решения принимаются  Президентом, то Совет Министров Республики Беларусь следует рассматривать не как политическое, а как техническое правительство.

Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: 1) практический и 2) информационно-пропагандистский.

1. Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Практический аспект идеологической работы белорусского Правительства отражен в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях и запретах. Таким образом, идеология практической работы Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и др. политики белорусского государства.

2. Организация информационно-пропагандистской работы Правительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. Она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств как ответственность, чувства долга, правдивость, патриотизм и т.п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии белорусского государства.

24. Главные  принципы и цели консерватизма.

Термин «консерватизм» впервые был употреблен в послереволюционной Франции. Французское слово «conservatisme» происходит от лат. «conservo» – охраняю, сохраняю. Основоположники: Ф. Ламменье, Э. Берк; Ж. де Местр; Л. де Бональд.

По мнению С. Хантингтона, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там, где социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а ее институциональность, т.е. способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти.

Общие установки  консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных  ценностей. симпатии консерваторов на стороне периферии, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"