Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на 11 вопросов по дисциплине "Политология".
Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак, С. Хантингтон, С. Липсет (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. Де Бенуа, Ж.-Ф. Ревель (Франция)·и др.
Установки неоконсерватизма:
Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.
Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.
Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.
Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.
Среди современных модификаций консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во 2-й пол. XIX в.
25. Характерные
черты и идеи социал-
Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.
Отличительные черты социал-демократизма:
1.Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.
2.Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.
3.Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.
4.Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.
Принципы социал-демократизма:
В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии.
В экономике: участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий.
В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.
В XX в. социализм как
идеология существенно
27. Основные цели и принципы либерализма.
Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т.Гоббс, Т.Джефферсон, Дж.Мэдисон, А.Смит, и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
Общие ценности либерализма:
а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле;
б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;
в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, а отдельно взятый человек.
Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:
1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.
2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.
3. Создание
и содержание общественных
На первых же этапах развития либеральной теории в ней возникло два течения: элитарное (делает акцент на невмешательстве государства в социально-экономические отношения и отстаивает интересы собственников) и демократическое (отстаивает идеал равноправия и обосновывает необходимость дополнительных усилий государства по созданию условий для честной и свободной конкуренции). Обе эти идеи были реализованы в теории и практике неолиберализма, возникшего в результате переосмысления постулатов классического либерализма под влиянием проблем капитализма на рубеже XIX-XX вв.
В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния.
Отличит. черты неолиберализма:
28.Идеология избирательных
Согласно ст. 1 Конституции, Беларусь – демократическое, социальное, правовое государство. Одним из признаков демократии являются регулярные, свободные, справедливые выборы. Они предоставляют гражданам, стремящимся к власти, возможность стать депутатами местных Советов или Национального собрания или Президентом РБ. Граждане, выступающие в роли избирателей, в период выборов активно вовлекаются в политическую жизнь страны, наблюдают за политическими событиями.
Выборы являются не только средством формирования органов государственной власти, но и обеспечения контроля за ней.
Избирательная система – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов. Она включает две политико-правовые подсистемы:
а) Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами.
Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина избираться в выборные органы государственной власти и местного самоуправления).
Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус.
Условия (возрастные, национальные
и т. д.) допущения граждан к
пользованию избирательным
б) Организация и порядок выборов и отзыва избранных депутатов образуют избирательный процесс, который можно разбить на шесть стадийшл: 1) назначение выборов; 2) регистрация избирателей; 3) организация избирательных округов и образование избирательных участков; 4) выдвижение кандидатов; 5) проведение голосования; 6) определение результатов голосования (подсчет голосов) и распределение депутатских мандатов.
Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При мажоритарной системе победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей в своем округе.
В соответствии с методами подсчета голосов мажоритарная система имеет три разновидности:
1) система относительного
большинства (побеждает тот
2) система квалифицированного
большинства (победителем
3) система абсолютного большинства.
Пропорциональная система представляет избирателям выбор не из отдельных кандидатов, а из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями.
При смешанной системе часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Для избрания в первом туре кандидату нужно набрать более половины голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании, т.е. 50% + 1 голос. Если в первом туре никто не набирает этого количества, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше голосов, чем их соперники. Для победы во втором туре кандидату достаточно набрать хотя бы на один голос больше, чем конкурент.
Основу избирательного права в Республике Беларусь составляют: Конституция (раздел III «Избирательная система. Референдум»; Избирательный кодекс; указы и декреты Президента; решения Конституционного суда; решения Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий; нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушения избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий.
Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
Участие в избирательных кампаниях и их проведение являются одним из проявлений политической деятельности, которую можно определить как последовательность действий субъектов политики, организованных в соответствии с их идеологическими ориентациями. Наиболее типичными субъектами деятельности в данной сфере являются политические партии, общественные объединения и движения и т.д. Идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, а также с содержанием и направленностью избирательного процесса. Идеология избирательных кампаний включает сценарии и стратегии участников избирательного процесса, а также правовые нормы, регулирующие выборы и отражение этих норм и принципов в сознании всего населения.
Идеология избирательных кампаний (ИИК) имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешняя ИИК представляет собой совокупность признанных страной международных норм проведения выборов, т.е. международные избирательные стандарты. Международные избирательные стандарты можно разделить на две большие группы: универсальные и региональные.
К документам, закрепляющим универсальные международные стандарты проведения выборов, относятся:
Региональные
международные стандарты провед