Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка
1.Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры).
1.Политика как общественное
явление. Возникновение и
2.Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.
Политология – наука о пол-ке и власти. Объект – политическая сфера общ-ва и все, что в ней происходит. Предмет - закономерность возникновения и развития полит. отношений, процессов и институтов, а так же методы и формы полит. власти. Политология возникла на рубеже 19-20 вв, поэтому многое в ней еще не получило однозначного ответа. Составные части политологии: - полит. социология, кот. изучает соц. основу власти и взаимоотношения общ-ва и гос-ва. - полит. фил-я – изучает сущность политики, мотивы полит. деят-ти. – пол. психология, изуч. мотивы полит. деят-ти; - полит. антропология – особенности полит. жизни разных этносов; - геополитика – изучает взаимосвязь политики с географ. факторами. Глав. категории - политика и власть. Политика – это деят-то, кот. м-но представить в виде с-мы: 1. субъект, 2. цель – власть, 3. ср-ва - законы, реформы, революции, войны и тд., 4. структура – политические отношения. Власть – система отношений господства и подчинения, система принуждения чел-ка к чему-либо с пом. влияния авторитета, санкций и прямого насилия. Принципы: командование, исполнение, а проявляются они в отношении господства – подчинения. Это двусторонние отношения, ни одна из них не м/б отброшена. Команда еще не создает власти, необходимо и подчинение команды, нет власти без повиновения. Отношения господство-подчинение – структура власти, кот. объединяет эл-ты власти: 1.не менее 2-х партнеров. 2.приказ (выражение воли одного партнера угрозой применения санкций в случае неповиновения). 3.желание 2-ого партнера подчиниться. 4.Общ. нормы, кот. устанавливают, что один партнер имеет право отдавать приказы, а второй обязан подчиниться.
3.Методы и функции политики. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии. 1) Общенауч. теоретич. методы: - системный (политика изучается как система); - исторический (изучение полит. явлений в хронологической последовательности). - структурно-функц-ный (изучается полит. стр-ра общ-ва и ф-ции выполняемые каждым эл-том системы). 2) Частнонауч. теоретич. методы: - бихевнористский (изучает поведения индивида в разн. полит. ситуациях). - психологический (изучение субъективных факторов полит. поведения). - сравнительный (направлен на сопоставление однотипных полит. явл. для того, чтобы выявить в них общее и особенное). - метод групп (выявляются группы людей и сравниваются их взаимоотношения с органами власти). 3) Эмпирические методы: наблюдение, моделирование, стат. исследование, анкетный опрос, метод интервью, метод экспертных оценок. Функции: - познавательная, - аксиологическая, оценка полит. явлений, институтов и поведения людей. - мировоззренческая (формирование полит. культуры и влияние на полит. поведение людей). - прогностическая (определение перспектив полит. развития конкр. страны, моделиро-вания полит. процессов, разработка рекомендаций для политиков).
5. Полит. мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).
Платон (диалог «Государство») разделил все известные ему формы гос-ва на две группы: 1) несовершенные (демократия, олигархия, тирания); 2) совершенные, к-рых нет (утопия). Соверш. гос-во справедливо, т.к. в нем нет эксплуатации и каждый гражданин вносит пассивный вклад в общее дело в соотв. со своими способностями, это аристократич. гос-во, власть в кот принадлежит лучшим от природы. Но в этом гос-ве есть рабы – говорящие орудия, и, фактически, это рабовладельческая аристократическая республика.
Аристотель «Политика». Предложил свою модель гос-ва и назвал ее полития, власть в этом гос-ве принадлежит сред. слоям населения и форма гос-ва тоже нечто среднее м/д олигархией и демократией, лишенная их недостатков. (Золотая середина). Обеспеченные собственники у власти – самые счастливые люди, потому что все, чем они обладают, они заработали своим трудом. Им не нужно беспредельное богатство, потому что главная добродетель – умеренность. Цель их политической деят-ти – сохранение существующего положения вещей, status quo, т.е. поддержание мира в общ-ве. Он впервые объяснил происхождение гос-ва естеств. разви-тием. Чел-к – полит. животное, кот. живет только в общ-ве и нуждается в управлении. Сначала им управляет семья, затем община, затем гос-во. Гос-во – полит. орг-ция управляющая людьми. Цицерон, создал учение о синтетическом, т.е. смешанном, гос-ве, кот. должно состоять из 3х простых форм (монархия, олигархия, демократия). Оно включает в себя лучшие из простых форм: высшая власть принадлежит царям, но они правят с пом. аристократич. совета (сената), кот. выражает волю народного собрания. Все граждане свободны и равны, все участвуют в полит. деят-ти. Это смешанное гос-во он назвал res publica – дело народа, общее дело.
6.Полит. идеи Средневековья (
В Ср.Века происхождение власти и гос-ва было связано с божеств. творением, поэтому высшей властью на земле объявлялась власть церкви («Вся власть от Бога»). Папа Римский – глава республики Христа.
Аврелий Августин, в своем труде «О граде божьем» определил гос-во как мно-во людей, кот. управляют государь, и, если он соблюдает моральные и религиозная нормы, то ему нужно подчиняться. Если он забывает о религии и опирается на силу, то он помощник дьявола, и ему подчиняться нельзя. Эти идеи явились отражением полит. борьбы м-ду католич. церковью и светской властью. Первый этап борьбы закончился победой церкви, и власть Папы была объявлена выше власти королей. Ф.Аквинский. «О правлении властителей», утвердил тезис, что власть от бога, поэтому власть римского папы выше власти монарха. Папа – глава республики Христа, наместник божий и от имени бога он может благосло-вить или отлучить от монарха. Он может освободить подданных от присяги монархов и подданные могут восстать против своего государя, но восстание против власти вообще смертный грех. Подданные должны повино-ваться правителям и в этом зак-ся их долг перед богом. Пытался осмыслить роль и значение монархии, аристократии, олигархии, демократии и тирании в жизни людей. При этом считал, что ни одна из форм не явл-ся идеальной, ибо не может создать всех необходимых условия для существования людей. Хотя предпочитал монархию. Но утверждал, что наилучшей явл-ся форма гос-ва сочетающая элементы монархические, аристократи-ческие и демократические. Выступал против идеи соц. рав-ва.
В 14в началось движение за реформу католической церкви (Реформация), кот. привело к изменению отношений м-ду Папой и светскими правителями. Отныне стал действовать принцип «Богу – богово, Кесарю - кесарево». Отныне политика перестала определяться теологией.
7. Полит. воззрения эпохи
Н. Макиавелли. «Государь». Ввел понятие гос-ва, кот. обозначил аппарат управления, полит. состояние общ-ва и закон. Гос-во создается не богом, а людьми и его задача умерить эгоизм людей. Гос-ву принадлежит монополия на власть в общ-ве и чаще всего эта власть нах-ся в одних руках. Правитель д/б опекуном народа, суровым, но справедливым; мудрым и сильным, и должен уметь отступать от добра. Он должен руководство-ваться общими интересами и ради этого прибегать к любым ср-вам, в т.ч. и аморальным. Вся политика безнравственна, цель оправдывает ср-ва. Но к жестокости правитель должен прибегать редко, чтобы она не утратила своего воспитательного значения. Насилие д.б. не разрушительным, а исправительным. Правитель – это только форма, а народ – материя. Форма не м.б. противопоставлена материи, поэтому государь должен всегда действовать в интересах народа. Если он забывает об этом, народ должен сменить форму гос-ва. Масса умнее, чем князь, а республика лучше, чем монархия. Ж.Боден. «6 книг о республике». Государь – глава семейства, поэтому его власть не д.б. произволом, он должен помнить, что не явл. гос-вом, а лишь его представителем. Гос-во - это управление на основе права, справед-ливости, законности. Его глав. фун-я – поддержание внут. Порядка и защищать от внеш. врагов. Вся власть в общ-ве принадлежит гос-ву. Она суверенна, т.е. независима не от каких полит. и религ. сил, но эта власть не произвол, т.к. ее ограничивают законы природы, божьи и чел-кие. Законы: неприкосновенность частной соб-ти, справедливость в распределении благ и наказаний и поддержание порядка и мира. В завис-ти от носителя суверенитета гос-во делится на формы: монархия, аристократия, демократия.
8. Полит. учения мыслителей
9.Полит. воззрения франц.
10.Полит. взгляды америк. просветителей 18в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон) Томас Джефферсон «Декларация независимости», в ней провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого гос-ва и изложены принципы, на кот. оно строилось. Все люди от природы равны и свободны и обладают неотчуждимыми правами на жизнь, свободу и стремлению к счастью - такими их создал бог и не какой общ-ный договор не может лишить их этих прав, и они не могут от них отказаться. Един-ственное гос-во, кот. отвечает этим условиям – демократ. республика, где народ явл-ся высшим сувереном. Он имеет право на восстание, если гос-во не способствует его безопасности и счастью. Он выступал за религиозную свободу и отделение церкви от гос-ва, за полное полит. рав-во и разделение властей. Т. Пейн «Права чел-ка», «Здравый смысл». Дал развернутую хар-ку демократ. республики: - рав-во и гарантия прав для всех граждан гос-ва не зависимо от имущ-ого положения, вероисповедания и профессии. - рав-во прав мужчин и женщин, в т.ч. политических. - контроль общ-ва за деят-тью гос-ва. - невмеш-во гос-ва в частную жизнь граждан. - верховенство закона, источник явл-ся воля народа. Александр Гамильтон. В общ-ве идет постоянная борьба имущ-ных кланов и в ней побеждает тот, у кого больше денег. Победа дает им власть, осущ. кот. они могут только с пом. гос-ва. Оно защищает и поддерживает богатых людей. Гос-во не м/б интересом всего народа, оно служит только правящему меньшинству. Демократия – это утопия.
4. Место политологии в сис-ме общ. наук.Пол-я развивается в тесной взаимосвязи с историей, фил-ей, соц-ей, правоведением, экон. науками. Связь с историей – история дает ключ к пониманию полит жизни общ-ва. Пол-я изучает полит опыт развития общ-ва. Предмет пол-гии - история развития полит мысли. Пол-я отличается от истории тем, что история изучает все стороны жизни общ-ва, а пол-я – только ее полит жизнь. История изучает хронологию, пол-я абстрагируется от дат. Фил-я и пол-я – основополагающие положения фил-и выступают в кач-ве методологических принципов исследования полит явлений. Пол-я и соц-я – соц-я предоставляет конкретные данные в распоряжении политологии, связанные с функционированием общ-ва как целостной соц системы. Пол-я и экон. наука – отражение диалектического хар-ра связи реальных экон и полит явлений. Изучение пол-ии с помощью др. наук позволяет понять сложные процессы современного общ-ного развития.
11. Политические концепции европейских мыслителей - начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер). Либерализм: главным в общ-ве явл-ся свобода, рез-ом свободы явл-ся развитие индивида и общ-ва в целом. Алексис Токвиль «Демократия в Америке». Он сделал вывод, что свобода – главн. достижен. америк. демократии, она вополощ. в полит. и правовое равенство граждан. В амер. демократ. все 3 ветви власти равны, в т.ч. и судебная власть. Это одна из важн. полит. сил в гос-ве, которая контролирует исполнит. и законодат. ветви. Недостатки: незащищ. неправящего меньш-ва, бюрократизм, взятничество и огромные траты на содержание гос. аппарата.