Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры).

Файлы: 1 файл

лекции полит.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

20. Типы политических  лидеров и их функции. Современные  тенденции развития политического  лидерства.  Лидерство – одно из проявлений власти, поэтому глав. условие лидерства – обладание властью и её исп-ие. Типологии:  1. Формальное и реальное. Формальное связано с тем, что чел-ек заним-т определ-ую должность и поэтому польз-ся влиянием. Реальное – авторитет и власть, основ. на личных кач-ах и не связ. ни с какой должностью. В реал. жизни эти два типа обычно совпадают, т.е. реал. лидером становятся, когда достиг. опред. положение в общ-ве. 2. Деление на 3 части: - традиционное – основано на вере в то, что лидер имеет право на власть по происх-ю или обычаю; - рационально-легальное/бюрократическое – основано на законах, которые регул-т порядок выдвижения лидеров; лидер явл-ся гос-ым служащим, который занимает свой пост в течении опр-ого срока, а покинв его, перестаёт быть лидером; - харизматическое – основано на вере в необык-е способности чел-ка; этот тип лидерства основан на субъект-м отношении последователей к своему лидеру.  3. По содержанию деятельности: - вдохновители; - распорядители. 4. По стилю управления: - авторитетные, правящие единолично и примен. угрозу силы; - демократические, правящие коллегиально и использ-е демокр-е ср-ва. 5. По целям и характеру используемых средств: - консерваторы (сохр. сущ-их форм общ-ой жизни и противод-ие прогрессу); - реформаторы (выст. за медл. пост. преобраз.общ-ва с пом-ю гос-ых реформ); - революционеры (целью считают кач-ое изменение всей общ-ой системы с помощью револ-ого насилия). 6. Зависит от отношения лидера к власти: - экоцентрический – власть сосред-на в одних руках, кот. стрем-ся извлечь из неё maxпользу для себя; - социоцентрический – служит всему общ-ву, а власть – ср-во решения проблем. 7. М. Херман: - знаменосец, который указ-ет цель и умеет увлечь за собой последователей; - продавец, который обещает удовл-ть интересы последователей в обмен на их поддержку; - пожарник, лидер, способный найти правильное решение в критич-ой ситуации; - марионетка, несамостоятельный лидер, которым руководят его сторонники.  Ф-ии пол-их лидеров: 1. Организаторская (закл-ся в умении найти и объединить последователей для достиж-я общей цели, а также умение найти союзников и осущ-ть контроль деят-ти последователей и союзников). 2. Аналитическая (лиднр должен уметь проанал-ть полит-ю систему, правильно опред-ть цель полит-ой деят-ти и разра-ть программу достижения целей).  3. Интеграционная (лидер должен уметь создать коалицию, а max – объединить всё общ-во). 4. Коммуникативная (налаживание и поддержание контакта с населением). Совр-ые тенд-ии в полит-ом лидерстве закл-ся в след.: 1. Институализация лид-ва – процесс отбора лидер. происх. не случайно, а их готовят, прежде всего, в таком общ-ом институте, как гос-во. 2. Главн. в деят-ти совр. полит. лид-ва явл-ся решения не полит., а соц.-эконом. вопросов. 3. Профессионализация лидерства озн-ет, что на политиков учат, лидер стан-ся проф. политиком. 4. Отсутствие великих лидеров.

21.Понятие  политической системы общества  и ее структурные компоненты. Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов в рамках которых проходит политическая жизнь общества  и осуществляется политическая власть.  Политическая система определяется: 1) способом производства материальных благ, 2) социальной структурой общества. И в свою очередь влияет на них через идеологию. Она включает в себя следующие компоненты: 1)Политические институты(государство, политические партии, общественные политические организации и движения). 2)Политико-правовые нормы, которые определяют полномочия политических институтов. (конституция, программа и устав партий и политические традиции). 3)Политический режим(совокупность приемов и методов осуществления власти). 4)Политическая культура(политические ценности, идеалы, образцы поведения).  Существуют различные технологии политических систем на основе различных критериев: 1.Критерием является господствующие социально-экономические отношения: -Рабовладельческая. -Феодальная. -Капиталистическая. -Социалистическая.  2.Критерием является характер политического режима: -Тоталитарная. -Авторитарная. -Демократическая. 3.Критерием является форма государства: -Монархическая. -Республиканская. 4.Критерием является территориальное устройство государства: -Унитарная.  -Федеративная. -Конфедеративная.  5.Критерием является количество партий, участвующих в формировании правительства: -Однопартийная. -Двухпартийная. -Многопартийная.

22.Политический  режим и его разновидности. Политический режим – система приемов, методов и способов осуществления политической власти. Различают демократический, тоталитарный и авторитарный политические режимы. Демократия. Признаки демократического режима: 1.Разделение властей на 3 ветви. 2.Выбырность всех органов власти снизу до верху.  3.Подчинение меньшинства большинству. 4.Правящее большинство учитывает и удовлетворяет интересы меньшинства, т.к. все граждане равны. 5.У всех граждан одинаковые права и свободы. 6.Выразителем интересов граждан являются политические партии(многопартийность). 7.Плюрализм – допущение в политике различных идеологий, взглядов и программ, права открыто заявить их.  Демократия: -Прямая(непосредственная), если граждане сами участвуют в решении политических вопросов через  народные собрания и сходы и референдумы. -Представительная, средствами которой являются выборы в представительные органы власти.  Авторитарный режим – власть одного лица, которое формально возглавляется исполнительную ветвь, а фактически обладает и законодательной и судебной властью. Существует монополия правящего лидера на политическую сферу, общественную жизнь. Существующие политические партии и представительные органы во всем подчиняются главе государства, а оппозиция отсутствует. Управление обществом основано не на законах, ан на воле главы государства. Нет четкой политической идеологии. Лидер воспринимается, как харизматическая личность. Тоталитарный режим – режим, при котором исключительным субъектом власти является государство, сросшееся с правящей партией. Главный признак – сращение государственного и партийного аппарата и признание руководящей роли одной партии. Господство официальной идеологии и запрет гласности. Массовые репрессии и милитаризация(захватническая или оборонительная).

23. Тоталитаризм, как  политический режим. 

Тоталитарный  режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; 10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

24.Авторитризм,  как политический режим.

Авторитарный режим —  государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Главную характеристику данного  режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений.  Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”; 8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям); 9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме; 10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются; 11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях; 14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.

25.Демократия, ее  сущность, отличительные признаки.

В зависимости  от особенностей набора методов и  средств государственного властвования различают два полярных режима —  демократический и антидемократический. Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Признаки демократического режима: — население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы); — решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; — существование гражданского общества с его развитой структурой; — реальное осуществление правового государства; — выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; — легитимность государственной власти; — “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами; — доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения; — во всех сферах общественной жизни господствует закон; — провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; — в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”; — политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати); — гласность, средства массовой информации свободны от цензуры; — реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

26.Типы и формы полит. демократии.

Демократия – форма устройства, кот. основана на равноправии, участии всех членов данной орг-ции в обсуждении, принятии решений по принципу большинства. Характерные черты: 1.суверенитет народа, кот. имеет юрид. признание и закрепленные в опред. институтах. 2.периодическая выборность осн. органов власти. 3.рав-во прав граждан на участие в управлении гос-вом (рав-во в избирательных правах). 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений. Классификация: 1.в зав-ти от понимания, что такое народ: - социально-ограниченные (в них сущ-ют демократ. или соц классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам, - всеобщая демократия (избират права предоставляются всему взрослому населению страны), - охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих). Если народ – сов-ть индивидов, то демократия – индивидуалистическая. Если народ – сов-ть соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская. 2.в зав-ти от участия народа в политике: - прямая демократия, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле.  - плебисцитарная демократия. Народ принимает участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы) - представительная демократия (репрезентативная) - опосредованное участие народа в подготовке принятий решений (через представителей) 3.по порядку форм-ния института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституц. монархии. 4.по равенству прав граждан: -по мере управления, на полит демократии, кот основ-ся лишь на формал. равноправии граждан -соц демократия - основана на фактич. равноправии граждан. 5.В зависимости от подчинения меньшинства: -тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности, -конституционные, ограничение законом воли больш-ва и обеспечивающие интересы меньш-ва.

29.Понятие  и основные принципы правового  государства.

Правовое  гос-во — орг-ция полит власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” гос власти с пом. права в целях недопущения злоупотреблений. Признаки:  1)Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 2)Самоограниченность государства законом, невмешательство государства в частную жизнь граждан. 3)Равенство граждан перед законом и гарантия прав и свобод гражданам. 4)Взаимоответственность граждан и органов власти. 5)Верховенство конституции над другими правовыми актами.  В правовом государстве действуют принципы: 1)Принцип приоритета права над властью государства. 2)П-п разделения властей на 3 ветви. 3)П-п гарантии прав и свобод граждан. 4)П-п приоритета норм международного права перед нормами национального права.

 

 

 

27.Государство,  его сущность, признаки и функции. Государство – центральный элемент политической системы общества. Государством называют организацию политической власти, которая располагает специальным аппаратом принуждения и имеет право издавать законы. Государство использует политическую власть для управления обществом и сохранения существующих политических отношений. Власть государства всегда имеет принудительный характер и только государство обладает  монополией на применение насилия. Признаки государства: 1)Публичная власть, не совпадающая с большинством гражданского населения. 2)Территориальная организация населения. 3)Налоги – регулярное, обязательное и фиксированное отчуждение части произведенного продукта или его стоимости непосредственного производителя. 4)Писанные права. 5)Суверенитет. Функции: 1)Внутренние. -Организационно-хозяйственная. -Регрессивно-охранительная. -Культурно-воспитательная(идеологическая), которую государство осуществляет с помощью СМИ и системы образования.  2)Внешние. -Охрана территории и населения. -Агрессивная- расширение территории. -Дипломатическая – поддержка отношений с другими государствами мирными средствами.

28.Устройство  современного государства: формы  правления и формы территориального  устройства. Государственное устройство  России. Форма  государства – способ организации политической власти, которая включает в себя форму правления, форму территориального устройства, политический режим. Форма правления – организация высших органов власти в государстве.

Существует 2 формы – монархия и республика. Монархия означает, что верховная власть принадлежит единоличному наследнику государства.  Есть 2 разновидности – абсолютная (неограниченная) и ограниченная (конституционная и парламентская).  Республика означает то, что высшие органы власти избираются или формируются другим путем. Они подразделяются на: президентские, парламентские, смешанные. В парламентской республике органом власти является парламент, который формирует правительство и  распускает его.  Главой государства может быть выборный президент, который выполняет только представительские функции(Украина, Германия, Италия, Австрия).  В президентской республике главный орган власти – президент, который является главой государства и главой правительства. Правительство формирует президент, он его так же возглавляет и может распустить (США). Парламенту президент не подчиняется. Смешанные республики сочетают черты  президентских и парламентских республик – полупрезидентская республика. Правительство назначается выборным президентом (Франция, Финляндия). Форма территориального устройства – территориальная организация власти и соотношение в высших и местных органах власти.  1)Унитарная – единое государство, где отсутствует система местной власти. Власть высших органов распространяется на всю территорию страны. Существует только система высшего законодательства. Местного закона нет. Финансовая система, вооруженные силы и судопроизводство едины на всю страну. 2)Федеративная – союзное государство, части которого имеют определенные политические права. Органы власти делятся на 2 уровня – высшие федеральные органы и низшие органы власти субъектов федерации. 2 уровня законодательства – федеральное и местное, но единая финансовая система, судопроизводство и вооруженные силы. 3)Конфедерация – внешнеполитический союз государство, каждое из которых обладает суверенитетом. Нет общей территории, нет общих органов власти, законодательства, гражданства, финансов, судопроизводства, вооруженных сил. Есть союзные органы власти для решения общих проблем. Право свободного выхода из союза.  Гос. устройство России: Россия — демокр. федерат. гос-во с респуб-кой формой правления. Гос. язык - русский. Федер. и регион. уровни власти. 2 уровня зак-ва. Федерация, в составе к-рой 83 субъекта. Глава – президент, не возглавляющей официально не одну ветвь власти, но: Испол. власть: предлагает ГД кандидата на пост председателя прав-ва, назначает членов пра-ва. Прав-во подотчетно президенту, он единолично принимает решение об его расформировании. Он явл-ся Верх. Главнокомандующим. Главы субъектов фед-и наз-ся президентом из 3 кан-тов предложенных партией победившей на выборах в ГД. По закон. власти: издает указ о выборах в ГД. Имеет право отклонить законопроект принятый ГД (право последней подписи). Если кандидатура предложенная през-том 3 раза откланяется парламентом, он имеет право распустить парламент и назначить выборы нового. По суд. власти: представляет в ГД кандидатуры для назначения на должности судей верховного, констит., высшего арбитраж. суда. Он же подписывает указы о назначении на должности судей всех уровней. Высший представит. орган власти – Федер. собрание (ГД и Федер. Собрание). В ГД избирается 450 деп по пропорц. избир. сис-ме. Прав-во должно докладывать ГД о своей работе. У ФС есть право на досроч. Прекращение президента (импичмент), инициатором д/б ГД. Совет Фед-и назначается, половина перз-ом, а вторая – представители субъектов фед-и.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"