Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка
1.Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики. Политика – деят-ть, целью кот. явл. завоевание власти и ее использование для управления общ-вом. Главным в политике явл-ся вопрос о власти, о том, кому она принадлежит и как он управляет общ-вом. Тот, кто управляет общ-вом – субъект власти (гос-во, полит. партии, общ.-полит. движения и орг-ции, полит. элиты, классы и полит. лидеры).
30.Политичесая
партия, ее сущность, признаки, структура
и функции. Типологии
31. Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в современной России. Партийная с-ма – организация дея-ти политический партий и их взаимодействие с гос-вом. 3 партийные с-мы:1. Многопартийная: в парламентской республике в результате выборов в парламент ни одна из политических партий ( 3 и более) не получает большинства мест и не может сформировать правительство. Партии вынуждены создавать коалиции и формировать коалиционное правительство. 2. Двухпартийная – с-ма с 2 сильными политическими партиями, каждая из которых может победить на выборах и сама сформировать правительство. 3. Однопартийная с-ма означает, что только 1 партия является правящей, а конкурентов у нее нет вообще. В России: В России отсутствуют прочные традиции существования партийности и партийной системы. Многопартийная системы (1905-1917) за время советской власти в России (1917-1991). После отмены Конституции СССР в 1991 началась новая политическая история многопартийности России. Первым после КПСС стал Демократический союз – жестко оппозиционный КПСС. После принятия закона в 1990 «Об общественных объединениях» стали создаваться политические протии. Первой была нынешняя ЛДПР. К 1993г партий было около 60, к 1998-92. их деятельность регламентируется Конституцией РФ. Однако говорить о многопартийности в России можно условно, т.к. в России отсутствуют традиции демократии. Народ не видит в партиях реальных выразителей своих интересов. Поэтому новые партии могут заявить о себе, но тут же распасться.
32.Группы интересов, их сущность и основные методы воздействия на власть. Заинтересованная группа – добровольные организации и объединения, которые созданы для того, чтобы представлять интересы, входящих в нее людей. По характеру: социально-экономические; социально-культурные. Эти организации принимают участие в политической жизни, хотя участие – это ср-ва, а не цель. Они влияют на политику, стремясь удовлетворить свои интересы. У них м.б. устав, фиксированное членство, организационная структура. Они существуют в след. формах: 1. Общественные организации. 2.Общественный фонд. 3.Общественное движение. 4.орган общественной самодеятельности. Функции:1.выявлять или формировать интересы определенных слоев населения. 2.Воздействовать на органы власти для того, чтобы они проводили политику, удовлетворяющую эти интересы. 3. Поддержка всех политических сил, которые могут удовлетворить эти интересы. 4. Идеологическое воздействие на общество с целью формирования общественного мнения. Группы интересов действуют на двух различных уровнях. С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы — Кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность с целью создания общественного мнения.
33. Сущность и структура политического процесса. Политический процесс- совокупность последовательных явлений и событий, которые происходят в политической жизни общества и регулируются нормами права. Они происходят на уровне гос-ва в административных районах, отдельных населенных пунктах, внутри наций, классов, социальных демографических групп, в политических партиях и общественных движениях. Политический процесс включает в себя 4 элемента: 1.Политический субъект – отдельные граждане, политические и общественные организации, социальные и этнические общности. 2.У каждого субъекта есть цели и задачи, которые определяют его интересами. Главная цель у всех одна – политическая власть.3. Политические отношения, которые складываются между субъектами. Это м.б. отношения сотрудничества, согласия, соперничества, конфликта и борьбы. 4. Политическая деятельность субъекта, т.е. завоевание власти с помощью специфических средств и методов. Одним из видов полит. деят-ти явл. полит. участие граждан, целью к-го явл. оказание влияния на полит. жизнь общества: голосования на выборах и референдумах, членства в партиях и движениях, участие в полит. акциях, участие в избир. компаниях. Политический процесс может протекать в двух режимах: 1.режим функционирования, который означает, что политическая жизнь происходит без качественных изменений.2.Режим развития или режим политических изменений. Политический процесс проходит стадии: 1.Осознание политическим субъектом своих интересов и их выражение группам интересов. 2. Выражение этих интересов политическим партиям. 3. Выработка на основе этих интересов программы действий органами власти. 4. Реализация этой программы. 5. Контроль за ее реализацией. Политические процессы ведут к изменениям общества, они могут быть революционными и реформационными. Революционные уничтожают старую политическую систему, реформационные ее модернизацию.
34.Динамика политического процесса (режим протекания, стадии развертывания, политические технологии). Политический процесс- совокупность последовательных явлений и событий, которые происходят в политической жизни общества и регулируются нормами права. Режимы протекания – режим функционирования; режим изменения, развития. Стадии развертывания – характерной особенностью режима функционирования политического процесса является цикличность – повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики. Внутри цикла политического процесса выделяют несколько фаз осуществления в нем основных функций политики. На 1. стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп. 2. стадия характеризуется «агрегаций интересов» - процесс укрупнения. Сведения относительно мелких, частных интересов в обобщенный политический интерес. На 3. стадии достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики. 4. стадия заключается в осуществлении коллективных политических решений. Политические технологии- совокупность правил и действий политика, способов и приемов достижения конкретных политических целей. Наиболее разработанные: избирательные-комплекс организационных, пропагандийских, рекламно-информайционных и других мероприятий, которые должны привести политическую партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах; информационно-аналитические; рекламно-имиджевые; политический маркетинг; лоббирование – особый механизм воздействия на властные структуры; политическое консультирование и т.д.
35. Политическое
участие и его основные формы.
36.Концепция политической модернизации. Специфика политической модернизации в России. Концепция полит модернизации – соврем теория кот объясняет причины и процесс протекания полит изменений. Она объявляет зап. Европу самой передовой цивилизацией в мире, т.к. в 17-18вв. в ней произошли первые бурж. революции, рез-том кот стала так называемая первичная мод-ная полит сис-ма. Кроме Европы ее пережила и США. Она заложила основу всемирной демократии. Поэтму те страны, кот стали модернизировать свою полит сис-му в 20в. (Россия, страны Азии и Лат. Америки, вост. Европа), повторяли тот путь, кот прошли передовые страны запада. Поэтому их мод-ция наз-ся вторичной или догоняющей. Они позаимствовали принцип парламентаризма, многопартийности, разделения властей, невмеш-во гос-ва в эк-ку. Осн. признаки: - усиление и централизация гос. власти - специализация полит институтов - расширение полит участия масс - образование неродовых элит - использование совр. полит технологий. Особенности в России: - временная растянутость и незавершенность. - этатизм, т.е. исключ. роль гос-ва в инициировании, определении направленности и осуществлении мод-ного процесса, что объясняет многие устойчивые признаки крупных реформ в России. - противоречивость мод-ных преобразований: с одной стороны, гос-во есть сила, инициирующая реформационные изменения, а с другой – инертная структура, по сути, не соотв-щая природе глубинных преобразований как таковых и, блокирующая, в этой связи, разрешение назревших противоречий - Традиционная “мод-ская” роль адм.-чиновничего аппарата - бюрократия вызывает разрыв в отношениях общ-ва и власти, осущ-ние непопулярных мер, устойчивость старых стереотипов, еще более усиливают этот разрыв, порождая недоверие к преобразованиям, равнодушие населения к политике. - периодически проявляющаяся “разнонаправленность процессов мод-ции гос-ва и мод-ции общества”. В России, постоянно передвигающейся по пути реформ, мод-ция общ-ва постоянно подменяется мод-цией гос-ва, или его отд. эл-тов. - культурных и идейно-полит. расколах общ-ва в его отношении как к конкретным этапам мод-ции, так и к осн. перспективам и направлениям дальнейших эволюционных изменений.
37. Трансформация политической системы России в 90-х гг. 20в. В 90-ег. в полит. жизни России участвуют соц. силы, различные по своему кол-ву и составу. Особое место занимают полит. партии, общ. движения, гражд. инициативы, любительские объединения по интересам. Взлет общ. инициативы особенно четко проявился во вт. пол. 80-хг. Наряду с традиц. общ. орг-ми (профсоюз, комсомол и др.) стали возникать многочисл. новые объединения, кот. на 1-ом этапе своего формирования были названы неформ. движением. Для этих организаций хар-но. - они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общ-ных проблем. - новые общ-ные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами - среди части общ-ных формирований появились орг-ции, группы риска, кот. хар-ся не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Идет глубокая трансформация существовавших общ. структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить их способность к развитию в новых условиях. Т.е. возникновение и функц-ние новых объединений, преобразование старых общ. орг-ций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию полит. системы нового общ-ва еще далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки соц. инициатив.
38. Политические
конфликты, их структура,
39. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов и ценностей). Конфликт – форма борьбы за власть м/у субъектами с противоположными политическими интересами или целями. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. В основе любого политического конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов, наций и иных общностей, как опосредующее звено между изменениями условий жизни общества и его политической системой. Однако не сами интересы являются непосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Они приобретают силу детерминантов лишь при вхождения в противоречие друг с другом. При этом интересной представляется точка зрения выделяющая три типа интересов, детерминирующих конфликтную ситуацию: консервативная модель, заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы, укрепления консервативных установок; конформистская модель – терпимое отношение к общественному строю, политическим институтам и их решениям; критическая модель, в основе которой лежит негативное отношение и восприятие определенного строя, в том числе и политической системы. По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между властью.