Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Как понятие образуется из
двух греческих слов: politia - город, logos
- наука, учение. Политология - учение о
политике, механизмах изучения власти
и управления обществом. Объект политологии
- политическое устройство, политическая
власть, ее функционирование. Предметом
также является изучение законности развития
политических процессов. Наряду с изучением
политики, которая является основной сферой
деятельности, занимается изучением коллективного
сознания, теории политической идеологии,
полоитической психологии.
Методы политологии:
1.Диалектичекий метод
– предполагает рассмотрение
явлений и процессов,
2. Системный метод –
предполагает рассмотрение
3. Метод формализации дает
возможность сопоставлять
4. Метод эмпирического познания метод описания – наболюдение, описание наиболее значимых черт проявляющейся полит.жизни.
5.Социологические методы
– анкетирование, беседы, интервью,
беседы для выявления обществ.
Функции политологии:
• теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;
• мировоззренческая,
которая способствует
• методологическая, сводящаяся
к тому, что выводы политической
науки могут служить основой
для более частных
• регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;
• прогностическая,
раскрывающая тенденции
• оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.
Политические учения Древнего мира
К числу мыслителей,
идеи которых оказали
Основы теоретического
исследования политической
Теоретическая позиция
Сократа, согласно которой он
отождествлял законное и
Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, — год смерти неизвестен),
Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,— это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.
Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.
Политическую мысль Древней Греции па качественно новый уровень поднял Платон (427—347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.
В самом сжатом виде
суть учения Платона состоит
в том, что он в качестве
истинного бытия рассматривал
не окружающий сто мир, не
реальную политическую жизнь
с ее многообразными формами
проявления, а некие идеальные
конструкции, умопостигаемый
Политические воззрения
Платона изложены в его трудах
«Государство», «Политик», «
Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.
Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.
Для политической мысли
средних веков характерно
В период раннего
средневековья наиболее
Взгляды Августина
о политической жизни общества
изложены в его главном
По Августину, бог не только сотворил мир, но и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.
За верное и ревностное
служение интересам
С наибольшей полнотой
дух эпохи средних веков
Государство, по Ф.
Аквинскому, — результат божественного
творения. Божественное провидение
придает государству
Фома Аквинский допускал
возможность сопротивления
За свои труды по
реализации интересов
Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это время создавали бессмертные произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.
Эпоха Возрождения
вызволила человека из пут
средневековой схоластики и
Особенно интенсивно
в это время развивались
Основателем новой
науки о политике стал
Развитие политический мысли
в эпоху Возрождения не ограничилось
Италией. Оно проявилось и в других
странах. Заметным вкладом в сокровищницу
политической мысли явились концепция
«государственного
Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми..
Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.