Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.
Политический плюрализм:
Теория гражданского общество дополнена
теорией политического
Плюрализм – множественность.
Политический плюрализм – один
из принципов политического
Каждый гражданин может
Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
Правовое и социальное государство: политологический анализ
Право рассматривается многими
учеными как ключевой признак
государства. Поэтому, идея правового
государства основывается на узаконенном
праве граждан на государственное
волеизъявление. Правовое государство
– реальное воплощение идей и принципов
конституционализма. В его основе
лежит стремление оградить человека
от государственного террора, насилия
над совестью, мелочной опеки со
стороны органов власти, гарантировать
индивидуальную свободу и основополагающие
права личности. Оно представляет
собой государство, ограниченное в
своих действиях правом, защищающим
свободу и другие права личности
и подчиняющим власть воле суверенного
народа. Взаимоотношения между
Целостные концепции правового государства относятся к концу XVII – началу XVIII вв., периоду становления буржуазного общества. В то время утверждались идеи гуманизма в обществе, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемости прав человека. Концепции правового государства можно найти в трудах Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсона и др.
Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой научной литературе в последней трети XIX столетия в трудах К. Велькера и Р. Фон Моля.
В политологии признается существенный вклад в развитие правового государства русских мыслителей А. Радищева, А. Герцена, Н. Добролюбова, ученых-юристов Б. Чичерина, С. Котляровского, П. Новгородцева и др.
Теория правового государства включает в себя следующие основные моменты:
1. Принцип равенства всех перед законом.
2. Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, строго формальной процедурой, дающей возможность предвидеть с большей точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.
3. Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей.
4. Взаимная ответственность и
доверие государства и
5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.
Таким образом, правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничена и через него реализуется.
В соответствии с Конституцией РФ, по своему государственно-правовому устройству Российская Федерация является смешанной (парламентско-президентской) республикой.
Согласно типологии М. Шугарта и Дж. Кэри она может быть отнесена к числу президентско–парламентских стран, которым свойственны следующие характеристики:
· наличие всенародно избранного президента;
· предоставление президенту права назначать и смещать членов кабинета;
· необходимость доверия
· право президента на роспуск парламента.
Обратимся к вопросу о социальном
государстве. Это такая разновидность
государства, которая характеризуется
развитой системой социального обеспечения,
гарантирующей минимальный
Идея социального государства родилась в Германии середины XIX в. Ее автором был Лоренц фон Штайн. Он писал, что социальное государство обязано содействовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан. В дальнейшем идею социального государства развили Юлиус Офнер, Герман Геллер, Эдуард Хайман, Франц Нойман и др. Религиозный социолог Эдуард Хайман считает, что выражением идеи социального государства в Европе выступают социальные идеи пролетариата, и именно им Запад обязан тем, что в XX веке произошла трансформация “капиталистического общества в социальное государство”. Особенно активно проблемы социального государства разрабатывались во второй половине XX века в Германии, скандинавских странах, Англии и т. д. Этому способствовало закрепление ценностей социального государства в конституции ФРГ (1943 г.), Франции (1958 г.), Швейцарии (1978 г.). Одна из главных причин обращения к теории и практике социального государства на Западе, по мнению В. П. Милицкого, заключалась в том, что выявилась ограниченность формального закрепления основополагающих прав граждан при сохраняющемся фактическом неравенстве людей. Малоимущие классы и слои требовали, чтобы конституционно закрепленные равные права индивидов были дополнены при непосредственном участии государства созданием необходимых материальных и социальных условий, а также возможностью для реализации юридически оформленных прав. Поэтому процессу формирования институтов и механизмов социального государства в известной мере предшествует становление правового государства, гражданского общества, социально ориентированной экономики. Последняя, при определенных общественных условиях способна трансформироваться в социальное рыночное хозяйство.
Можно выделить три основных типа социального государства:
1. “Позитивное государство
2. “Государство социальной
3. “Социальное государство
По мнению Н. Ферниса и Т. Тилтона, первый тип имеет место в США, второй в Великобритании, третий в Швеции.
В соответствии с типологией ряда немецких авторов социальные государства могут быть представлены в виде либеральных, консервативных и социал-демократических. Им присущи соответствующие типы социальной политики. Между ними есть различия по таким критериям и индикаторам как масштабность социальной защиты граждан от стихийных рыночных сил, удельный вес индивидуального и коллективного финансирования социальных программ, доля частных ассигнований на социальную политику, дифференцированность системы социального обеспечения по разным группам, слоям и классам, степень государственных гарантий занятости населения и др. При этом важное значение имеет удельный вес левых партий в политической системе разных стран, а также характер политической структуры национального правительства.
В современной науке получила распространение
следующая классификация
1. Либеральный тип: Австралия, Великобритания, Канада, США, Швейцария, Япония и др.
2. Консервативный тип: Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия, Франция и др.
3. Социал-демократический тип:
Таким образом, в разных странах сформировались различные типы социального государства, имеющие в каждом случае национальную специфику. При этом они имеют сущностные характеристики и черты. Последние находят отражение в дефинициях понятия “социальное государство”. Так, зарубежные исследователи Вольфан Абендрот и Курт Ленк утверждают, что социальное государство находит свое выражение в “наличии или становлении гарантированной и регулируемой системы социального обеспечения минимального уровня жизни и снижение социального риска работающим”. По мысли немецкого ученого Герхарда Риттера, природа социального государства наиболее полно выражается в его стратегических целях, которые заключаются в интеграции народа страны посредством социальной защиты, способствующей увеличению его социального равенства и политического самоокружения и одновременно стабилизации и эволюционному изменению существующих социальных, политических и экономических систем посредством процесса постоянной адаптации к ним граждан. Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что “социальное государство - это такое государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойные условия существования и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов в области получения образования, занятости, здравоохранения и т. д. и самореализации личности в целом. Это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость”.
Социальное государство
Принципами устройства и деятельности
социального государства
Социальное государство - не только
специфическое состояние
Социальное государство
Существенным показателем
Исторический опыт показал, что
социальное государство и присущая
ему активная социальная политика возникают
и действуют как в республиках,
так и в конституционных
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищных проблем; удовлетворением спроса населения на качество и количество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.