Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статуса судей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ.
Введение 3
I. Общая характеристика судебной системы 4
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
II. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список литературы
содержание:
Введение
I. Общая характеристика
судебной системы
1.1 Место судебной
власти в системе органов
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
II. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный
Суд РФ и конституционные (
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список литературы
Введение
Вопросы, связанные с судебной системой в настоящее время очень актуальны для государственно-правовой практики.
Одним из обязательных
признаков демократического государства
является существование судебной власти
на основании принципа разделения властей.
Обособление судебной власти от иных
государственно-властных структур свидетельствует
о серьезном продвижении
Правовое государство должно очень внимательно относиться к исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, контролируют исполнительную власть.
Судебная власть играет очень важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности, поскольку именно судебная власть обеспечивает разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни. Эта функция может быть эффективной лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной власти, признавать недействующими те их акты, которые не соответствуют основному закону. Вред от неконституционных законов, а тем более от антиконституционных, может быть весьма значительным, поскольку от таких законов размывается конституционный порядок и страдают права и свободы граждан.
Независимая судебная власть, таким образом, является главной гарантией свободы народа. Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему мер принуждения возможно только через суд, что при этом он будет
иметь возможность
защищаться от обвинений и претензий,
пользоваться демократическими процессуальными
правами. Судебная система должна обеспечить
стабильность приговоров и решений,
возможность исправления
Роль судов во
всех демократических государствах
признается незаменимой и в целом
возрастает. В России судебная власть
пока еще не заняла подобающего ей
места в общественной жизни, хотя
сдвиги в этом направлении прослеживаются.
Велико еще влияние тоталитарного
периода, когда уголовный процесс
был лишен настоящей
Тема судебной власти
очень актуальна и в
Вопросы судебной власти достаточно подробно разработаны в научной литературе. В любом учебнике по теории государства и права или конституционному праву есть разделы, посвященные судебной власти и ее роли в демократическом государстве. Теме правосудия (в том числе судебной системы) посвящается множество монографий и научных статей в различных журналах, специализирующихся на юридической тематике.
Цель данной работы
заключается в том, чтобы дать
подробную характеристику судебной
системы Российской Федерации: определить
ее роль в системе государственных
органов, раскрыть содержание демократических
принципов правосудия и правового
статуса судей, а также обозначить
функции и задачи Конституционного Суда
РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных
судов РФ.
I. Общая характеристика судебной системы
1.1 Место судебной
власти в системе органов
В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Разделение властей
выступает как принцип
Судебная власть
включена в систему народовластия
вместе с законодательной и
Как уже было сказано
выше, законодательная и
В Конституции закреплены
гарантии прав граждан в их отношениях
с судебной властью, организация
судебной системы и статус судей.
Это исключает возможность
Последняя статья главы
«Судебная власть» посвящена
прокуратуре, что может создать
впечатление о вхождении
1.2 Организация и
функции судебной власти
В Конституции РФ
закреплено общее правило о том,
судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом. Отсюда следует, что ни один
суд, входящий в судебную систему
РФ, не может быть учрежден каким-либо
правовым актом, кроме федерального
конституционного закона. Поэтому субъекты
РФ не могут создавать особые судебные
системы, так как это привело
бы к нарушению единства судебной
системы страны. Помимо конституционного
законодательства правовую основу судебной
системы составляют обычные законы
и иные правовые документы (законы о
статусе судей, процессуальные кодексы,
указы президента, регулирующие отдельные
вопросы организации и
Суд – особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум), выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимается проверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей, надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности и справедливости решений, вступивших в законную силу.
Все суды РФ составляют судебную систему Российской Федерации. Понятие судебной системы также можно определить как совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений РФ всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.
В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.
В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы, которое обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми
судами Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, общепризнанных принципов
и норм международного права и
международных договоров
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единого статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Функции судебной власти
Основной, наиболее
важной функцией судебной власти является
функция осуществления
Правосудие обладает рядом отличительных признаков. Один из них – общеобязательность актов правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.д.). Он означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Следующий признак заключается в том, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами (разбирательство гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, конституционное судопроизводство). Другим признаком является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регулируется законом. К отличительным признакам правосудия также относится то, что оно может осуществляться только особым органом – судом (судьей).