Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статуса судей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ.
Введение 3
I. Общая характеристика судебной системы 4
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
II. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список литературы
С учетом перечисленных признаков содержание правосудия можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел, а также конституционное судопроизводство при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений[3]. Именно правосудие как главная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. Поэтому функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.
Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функция отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. Судебное решение предусмотрено Конституцией как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).
Толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовых норм Конституционным Судом Российской федерации Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также являются формой толкования. Они обязательны для судебных и всех иных органов, участвующих в судебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).
Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, также является одной из функций судебной власти. Только суд может признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.
Ограничение конституционной
и иной правосубъектности граждан РФ
имеет немаловажное значение для правоприменительной
практики. Как и при выполнении функции
официального удостоверения, суд разрешает
только вопрос об установлении тех или
иных фактов (событий), с которыми закон
связывает наступление определенных правовых
последствий. Например, с решением суда
о признании гражданина недееспособным
в силу врожденного слабоумия или душевного
заболевания связано ограничение конституционного
права избирать и быть избранным, а также
ряда других прав.
1.3 Конституционные
принципы правосудия
Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью; принципы, определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.
1. Осуществление
правосудия только судом.
Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.
Признание за судом
исключительного права на осуществление
правосудия означает, в частности, что
только он может вынести как
Компетенция суда, учрежденного
в соответствии с законом, пределы
его юрисдикции, порядок осуществления
им судопроизводства не могут быть
произвольно изменены для тех
или иных дел и лиц, а также
для определенной обстановки или
на какой-либо период времени.
2. Законность. Базовый
принцип деятельности судов,
3. Единство судебной
системы (ст. 118, 124 Конституции РФ;
ст. 3 Федерального конституционного
закона «О судебной системе
Российской Федерации»). Судебной
системой должен
4. Участие в правосудии
представителей народа (сочетание
профессиональных и
Коллегия присяжных заседателей состоит из 12 человек, которые работают вместе с одним или тремя профессиональными судьями. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого в уголовном процессе, решают вопрос факта в гражданском процессе. Суд присяжных демократизирует правосудие за счет привлечения широкого круга граждан; расширяет гласность и коллегиальность судебной деятельности; привносит в судопроизводство справедливость и гуманизм; повышает объективность судебных решений. Однако существуют материальные и организационные трудности функционирования таких судов. Нет гарантий от судебных ошибок, так как присяжные неподготовлены, воспринимают и оценивают приводимые сторонами доказательства эмоционально, а не профессионально.
5. Независимость
судей и подчинение их только
Конституции Российской
Законом также установлено, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.
Одной из важнейших конституционных гарантий независимости судей является их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
6. Равенство всех
перед законом и судом (ст. 19
Конституции). Правосудие осуществляется
на началах равенства перед
законом и судом независимо
от социального и
7. Состязательность и равноправие сторон. В ч. 3 ст. 123 Конституции установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме этого данная статья Конституции устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).
Реализация этого принципа обеспечивает преодоление еще недавно присущего судам обвинительного уклона, когда суд рассматривался только как орган борьбы с преступностью, а не демократический механизм справедливого разрешения уголовных дел.
Состязательность судопроизводства означает, что стороны в ходе судебного разбирательства ведут спор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства, обосновывая свою позицию. Суд как орган разрешения спора должен быть отделен и от функции обвинения (ее выполняет прокурор), и от функции защиты (ее осуществляет адвокат). Однако состязательность не означает, что суд освобождается от функции анализа и оценки доказательств, в противном случае установить истину будет очень сложно.
Состязательность невозможно обеспечить без равноправия сторон, их равных процессуальных прав, касающихся представления, анализа, оценки доказательств. Обеспечение принципа равноправия сторон связано с презумпцией невиновности.
8. Презумпция невиновности
– основополагающее начало
9. Судебная система
России функционирует на
Действуя гласно, судебная система РФ обеспечивает народу возможность получать правдивую информацию об устройстве и деятельности судов и других органов судебной власти.
Суд должен быть доступен
всем желающим обратиться туда, для
участников процесса и публики. Поэтому
режим работы судов определяется
с соблюдением норм процессуального,
трудового и другого
Разбирательство дел
во всех судах первой и второй инстанций
происходит открыто в помещении,
доступном для публики и
Приговоры и другие решения судов первой и второй инстанций, принятые по существу рассмотренных дел, во всех случаях провозглашаются публично.
Лица, участвующие в деле, имеют право получить копии судебных актов, принятых по существу рассмотренного дела, знакомиться с протоколами судебных заседаний и иными материалами дела, снимать копии и делать из них выписки.
10. Принцип национального
языка судопроизводства
В Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организации судебной системы России. Основными из них являются:
право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч. 1 ст. 46);
право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч. 1 ст. 47.);
право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);
право осужденного за преступление на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);
право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);
право на юридическую помощь для задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого (ч. 2 ст. 48);
право осужденного за преступление на пересмотр приговора, право просить о помиловании или смягчении наказания
невозможность повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)
судебный контроль
за применением мер уголовно-процессуального
принуждения, ограничивающих конституционные
права человека и гражданина (ст. 22, 23, 25).
1.4 Конституционно-правовой
статус судей
Судья – ключевая фигура правосудия. Можно утверждать, что правосудие есть там, где сформировался и функционирует настоящий, подлинный корпус судей. И наоборот – пока такого корпуса нет, нет и самого правосудия.