Система органов судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статуса судей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ.

Содержание работы

Введение 3
I. Общая характеристика судебной системы 4
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
II. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организационная структура и функции органов судебной власти (патракова 202).docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

С учетом перечисленных  признаков содержание правосудия можно  определить как осуществляемую судом  правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных  и подведомственных судам административных дел, а также конституционное  судопроизводство при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений[3]. Именно правосудие как главная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место  в государственном механизме. Поэтому  функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.

Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью  применения мер процессуального принуждения. Эта функция отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. Судебное решение предусмотрено Конституцией как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Толкование правовых норм. Формой выражения данной функции  является толкование правовых норм Конституционным  Судом Российской федерации Конституции  РФ (ч. 5 ст. 125). Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения  Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также  являются формой толкования. Они обязательны  для судебных и всех иных органов, участвующих в судебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).

Официальное удостоверение  фактов, имеющих юридическое значение, также является одной из функций  судебной власти. Только суд может  признать гражданина умершим или  безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.

Ограничение конституционной  и иной правосубъектности граждан РФ имеет немаловажное значение для правоприменительной практики. Как и при выполнении функции официального удостоверения, суд разрешает только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Например, с решением суда о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания связано ограничение конституционного права избирать и быть избранным, а также ряда других прав. 

1.3 Конституционные  принципы правосудия 

Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и  нормы, определяющие взаимоотношения  гражданина РФ с судебной властью; принципы, определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.

1. Осуществление  правосудия только судом. Судебная  власть в Российской Федерации  принадлежит только судам в  лице судей и привлекаемых (в  установленных законом случаях)  к осуществлению правосудия представителей  народа. Никакие другие государственные  структуры власти не вправе  осуществлять функции судебных  органов. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства. Конституцией запрещается  создание чрезвычайных судов.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом  исключительного права на осуществление  правосудия означает, в частности, что  только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

Компетенция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы  его юрисдикции, порядок осуществления  им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для тех  или иных дел и лиц, а также  для определенной обстановки или  на какой-либо период времени. 

2. Законность. Базовый  принцип деятельности судов, как  и всех государственных органов,  состоит в строгом и неукоснительном  соблюдении Конституции Российской  Федерации и законов, которыми  регламентируются организация и  порядок их деятельности.

3. Единство судебной  системы (ст. 118, 124 Конституции РФ; ст. 3 Федерального конституционного  закона «О судебной системе  Российской Федерации»). Судебной  системой должен гарантироваться  равный доступ и равные условия  для судебной защиты всем гражданам  РФ, что обеспечивает ее единство  закреплением в едином федеральном  конституционном законе (ст. 3 указанного  Федерального конституционного  закона).

4. Участие в правосудии  представителей народа (сочетание  профессиональных и общественных  начал в осуществлении судебной  власти, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции). Конституционное право граждан участвовать в осуществлении правосудия реализуется в двух формах: работа в качестве судьи на основе демократического порядка доступа к замещению этой должности; участие в судебной деятельности на непрофессиональной основе в качестве присяжного, народного или присяжного заседателей (ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Коллегия присяжных  заседателей состоит из 12 человек, которые работают вместе с одним  или тремя профессиональными  судьями. Присяжные выносят вердикт  о виновности или невиновности подсудимого  в уголовном процессе, решают вопрос факта в гражданском процессе. Суд присяжных демократизирует  правосудие за счет привлечения широкого круга граждан; расширяет гласность  и коллегиальность судебной деятельности; привносит в судопроизводство справедливость и гуманизм; повышает объективность  судебных решений. Однако существуют материальные и организационные трудности  функционирования таких судов. Нет  гарантий от судебных ошибок, так как  присяжные неподготовлены, воспринимают и оценивают приводимые сторонами доказательства эмоционально, а не профессионально.

5. Независимость  судей и подчинение их только  Конституции Российской Федерации  и федеральному закону. В соответствии с законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Законом также установлено, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям  и движениям, а также совмещать  функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей  обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции  судья не может быть привлечен  к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия независимости  судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Одной из важнейших  конституционных гарантий независимости  судей является их несменяемость. В  соответствии со ст. 121 Конституции  полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как  в порядке и по основаниям, установленным  федеральным законом.

6. Равенство всех  перед законом и судом (ст. 19 Конституции). Правосудие осуществляется  на началах равенства перед  законом и судом независимо  от социального и имущественного  положения, национальности, пола, образования,  места жительства и т.д.

7. Состязательность  и равноправие сторон. В ч. 3 ст. 123 Конституции установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме этого данная статья Конституции устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

Реализация этого  принципа обеспечивает преодоление  еще недавно присущего судам  обвинительного уклона, когда суд  рассматривался только как орган  борьбы с преступностью, а не демократический  механизм справедливого разрешения уголовных дел.

Состязательность  судопроизводства означает, что стороны  в ходе судебного разбирательства  ведут спор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства, обосновывая свою позицию. Суд как  орган разрешения спора должен быть отделен и от функции обвинения (ее выполняет прокурор), и от функции  защиты (ее осуществляет адвокат). Однако состязательность не означает, что  суд освобождается от функции  анализа и оценки доказательств, в противном случае установить истину будет очень сложно.

Состязательность  невозможно обеспечить без равноправия  сторон, их равных процессуальных прав, касающихся представления, анализа, оценки доказательств. Обеспечение принципа равноправия сторон связано с  презумпцией невиновности.

8. Презумпция невиновности  – основополагающее начало уголовного  судопроизводства, принцип, гарантирующий  права и свободы человека и  гражданина. В соответствии со  ст. 49 Конституции каждый обвиняемый  в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность  не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в  законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан  доказывать свою невиновность, а  все неустранимые сомнения в  невиновности лица толкуются  в его пользу.

9. Судебная система  России функционирует на основе  конституционного принципа гласности  (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции; ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Действуя гласно, судебная система РФ обеспечивает народу возможность получать правдивую  информацию об устройстве и деятельности судов и других органов судебной власти.

Суд должен быть доступен всем желающим обратиться туда, для  участников процесса и публики. Поэтому  режим работы судов определяется с соблюдением норм процессуального, трудового и другого законодательства.

Разбирательство дел  во всех судах первой и второй инстанций  происходит открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Слушание дела частично или полностью может  происходить в закрытом заседании  суда по его решению, принятому в  соответствии с законом. При этом должны соблюдаться все правила  судопроизводства.

Приговоры и другие решения судов первой и второй инстанций, принятые по существу рассмотренных  дел, во всех случаях провозглашаются  публично.

Лица, участвующие  в деле, имеют право получить копии  судебных актов, принятых по существу рассмотренного дела, знакомиться с  протоколами судебных заседаний и иными материалами дела, снимать копии и делать из них выписки.

10. Принцип национального  языка судопроизводства основывается  на конституционном праве каждого  на пользование в процессе  разбирательства родным языком. Судопроизводство в России ведется  как на русском языке, так  и на языках республик, автономной  области, автономных округов или  большинства населения той или  иной местности. Вместе с тем  участвующим в деле лицам, не  владеющим языком, на котором  ведется судопроизводство, обеспечивается  право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

В Конституции закреплен  ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организации судебной системы России. Основными из них  являются:

право на доступное  правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч. 1 ст. 46);

право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они  отнесены законом (ч. 1 ст. 47.);

право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных  заседателей в случаях, предусмотренных  федеральным законом (ч. 2 ст. 47);

право осужденного  за преступление на пересмотр приговора  суда первой инстанции вышестоящим  судом (ч. 3 ст. 50);

право на участие  в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

право на юридическую  помощь для задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого (ч. 2 ст. 48);

право осужденного  за преступление на пересмотр приговора, право просить о помиловании  или смягчении наказания

невозможность повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)

судебный контроль за применением мер уголовно-процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (ст. 22, 23, 25). 

1.4 Конституционно-правовой  статус судей 

Судья – ключевая фигура правосудия. Можно утверждать, что правосудие есть там, где сформировался  и функционирует настоящий, подлинный  корпус судей. И наоборот – пока такого корпуса нет, нет и самого правосудия.

Информация о работе Система органов судебной власти