Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статуса судей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ.
Введение 3
I. Общая характеристика судебной системы 4
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
II. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список литературы
В судье должны присутствовать и сочетаться, по крайней мере, четыре качества: общая культура, высокий профессионализм, независимость от всякого рода внешних факторов и воздействий, а также его полная беспристрастность по каждому конкретному делу. Одним же из основных качеств судейского корпуса следует считать стабильность его состава. Это является обязательным условием грамотного отправления правосудия и решающим условием независимости судьи.
Статус судьи – понятие чрезвычайно емкое, содержательное и многоаспектное. Он формируется, во-первых, под влиянием общественной потребности иметь таких судей, которые в состоянии отправлять правосудие на высоком качественном уровне. Во-вторых, высокий статус судьи есть только в тех государствах, где пройден определенный исторический путь, сложились традиции формирования судейского корпуса и отправления правосудия. И, наконец, статус судьи – это всегда отражение реальной действительности, состояния общества и условий, которые существуют в нем для формирования независимого суда и подлинного правосудия[4].
Статусом судей принято называть совокупность присущих им прав и обязанностей. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Законом определено, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Самые общие требования,
предъявляемые судьям в соответствии
с их высоким статусом, сформулированы
в ст. 119 Конституции РФ. Судьями
могут быть только граждане Российской
федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии
не менее пяти лет. Под «юридической
профессией» при этом понимается
работа в судебных органах, адвокатуре,
прокуратуре, в юридических подразделениях
государственных органов, общественных
объединений и коммерческих структур,
а также научная и
В ст. 128 Конституции установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законном. Для назначения судей (в том числе и судей военных судов) необходимо представление соответственно председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Особенность режима
деятельности судей определяется такими
конституционными принципами, как независимость
судей и подчинение их только закону,
несменяемость и
В ст. 120 Конституции
закреплен важнейший
Если суд при рассмотрении дела устанавливает несоответствие акта государственного или иного органа, равно как и должностного лица, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору России, ее Конституции, а также конституции или уставу субъекта Российской Федерации, другому закону, то принимается решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Никто не вправе вмешиваться
в осуществление правосудия, требовать
от суда объяснений по существу рассмотренных
или находящихся в производстве
дел, оказывать незаконное воздействие
на судей, народных, присяжных и арбитражных
заседателей. Одновременно судьи, народные,
присяжные и арбитражные
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, народных, присяжных или арбитражных заседателей, а также в ином вмешательстве в деятельность органов судебной власти, несут ответственность, предусмотренную законом.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Осуществляются и другие меры по обеспечению условий, необходимых для нормальной судебной деятельности.
Одной из гарантий самостоятельности и независимости судебной власти является несменяемость судей (ст. 121 Конституции). Судья не подлежит переводу на другие должности или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренных законом. Однако несменяемость не означает пожизненного пребывания судей в своей должности. Так, например, судьи Конституционного Суда РФ избираются на 15 лет и осуществляют свои полномочия до достижения 70-летия[5].
Основаниями для прекращения полномочий судьи по закону являются: письменное заявление об отставке; по состоянию здоровья; переход на другую работу; истечение срока полномочий; прекращение гражданства РФ; увольнение судьи военного суда с военной службы. Полномочия судьи могут быть прекращены также по причине занятия деятельностью, не совместимой с его должностью, несмотря на уже имеющиеся предупреждения соответствующей коллегии судей или приостановление его полномочий, а также из-за его смерти, признания недееспособным или ограничения дееспособности, совершения поступка, позорящего честь и достоинство суди или умаляющего авторитет судебной власти и др.
Приостановление полномочий, в отличие от прекращения полномочий, носит временный характер. Оно действует до отпадения соответствующих оснований и причин (признание безвестно отсутствующим; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или участие в предвыборной кампании в качестве кандидата; заключение под стражу и в других случаях). Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной комиссией, которая приостановила его полномочия.
Гарантией самостоятельности функционирования судебной власти является и неприкосновенность судей. В ст. 122 Конституции закреплено, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт, средства связи, его корреспонденцию, а также принадлежащие судье документы.
В Конституции РФ
выделяются гарантии неприкосновенности
судей от необоснованного привлечения
к уголовной ответственности. Уголовное
дело в отношении судьи может
быть возбуждено только Генеральным
прокурором на основании заключения
судебной коллегии в составе трех
судей соответствующего суда о наличии
в действиях судьи признаков
преступления и с согласия квалификационной
коллегии судей. Решение о заключении
судьи под стражу принимается по ходатайству
Генерального прокурора судебной коллегии
в составе трех судей.
2. Система органов
судебной власти
2.1 Конституционный
Суд РФ и конституционные (
Конституционный контроль – это деятельность по обеспечению верховенства конституционных предписаний. Основная задача конституционного контроля – выявление правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих Конституции РФ, и принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации, который действует на основании ч. 2 ст. 118, ст. 125 и 128 Конституции РФ; Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», Федерального закона «О статусе судей в РФ» и других нормативных актов. Федеральным конституционным законом закрепляются принципы конституционного судопроизводства, поскольку не существует соответствующего процессуального кодекса или закона для регламентации этого вопроса (другие высшие суды действуют на основании специальных процессуальных кодексов (уголовного, гражданского, административного, арбитражного))[6].
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия придаются ему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Ст. 125 Конституции
РФ возлагает на этот орган полномочия
по проверке конституционности
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей (предусмотрено Конституцией РФ), назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для кандидата на должность судьи Конституционного суда РФ помимо общих установлены следующие требования: возраст не менее 40 лет, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, необходимо быть признанным специалистом в области права (минимум кандидатом юридических наук). Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность на 15 лет, избрание на второй срок не допускается, предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ не может занимать государственные или общественные должности и заниматься политикой. Разрешается только преподавательская, научная и творческая деятельность. Судья не вправе публично высказывать свое мнение по вопросам, которые могут стать предметом рассмотрения в суде до принятия решения по данному вопросу.
Конституционный суд
РФ состоит из двух палат по 10 и 9
судей соответственно. Председатель
суда и его заместитель должны
быть в разных палатах. Председательствуют
на заседании палат судьи данной
палаты поочередно. Решения принимаются
либо в пленарных заседаниях, в
которых участвуют все судьи,
либо в заседании палат, в которых
участвуют все судьи
В порядке нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведениям органов государственной
власти Российской Федерации и совместному
ведению органов
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в
силу международных договоров
В ч. 2 ст. 125 также перечислены органы, которые обладают правом на обращение в Конституционный Суд: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
По итогам рассмотрения
дела Конституционный Суд принимает
решение о признании
Конституционный Суд разрешает споры о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции):
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд
Российской Федерации по жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов проверяет