Социальная политика. Система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная система распределительных отношений строится на рыночном подходе, согласно которому результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Иначе говоря, более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат. Справедливость здесь оценивается исходя из соображений достижения эффективности. Справедливость рыночного распределения доходов зависит от образа действия его механизма. С максимальной полнотой такой механизм действует в условиях совершенной конкуренции. Господство монополий деформирует рыночное распределение доходов. Соблюдение равных прав, в частности права частной собственности, в рыночных условиях распространяется на изначально разных, «не равных» друг другу людей. Неравные возможности связаны с возрастом, полом, физическими и интеллектуальными способностями, обладанием собственностью и т.д., а неравенство возможностей имеет следствием неравенство доходов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34

Файлы: 1 файл

Социальная политика (2).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

3. Различия в производительности  и интенсивности труда.

Неравенство в производительности труда, которое вызывает неравенство  доходов, может быть признано социально  справедливым, если в конкурентную борьбу на рынке вступают работники с абсолютно одинаковыми физическими и умственными способностями. Очевидно, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы, имеют больше возможности для получения более высоких доходов, чем те, кто трудится расслаблено. Однако прямой зависимости между интенсивностью труда и его доходностью нет.

4. Проблема экономических  возможностей.

Существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и получения доходов.

Однако, несмотря на существенное влияние  вышеотмеченных факторов на неравенство  доходов, все же общепризнанным является то, что "самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве" [7, с.114].

Неравномерное распределение национального  богатства между собственниками капитала и собственниками труда  приводит к тому, что чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают.

5. Различия социально-экономических  условий в регионах.

6. Различия в отношении  к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие доходы.

7. Дискриминация в трудовых  отношениях.

8. Неформальные отношения  и др.

Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих  расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Для измерения уровня и структуры  доходов населения используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

При переходе от административно-командной  к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть  населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [16, с.226].

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию [16, с.227].

В то же самое время, неравенство  доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической  стабильности в стране, поэтому практически  все развитые страны мира вынуждены  постоянно сокращать разрыв в  доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерение  неравенства в распределении  доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

 

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов  различных групп населения, является построение "кривой Лоренца", которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. [8, с.89]

Кривая Лоренца ― это метод графического изображения уровня концентрации дохода. Для ее построения на оси абсцисс наносят число семей (в процентах от общего числа), а на оси  ординат ― доля в общем объеме личных доходов. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АВ, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % от 40 %, а 60 % от 60 % и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АВ (рис. 1).

%, дохода 

     100                                                В


        


       80


     


      60                               


                                                                                       


       40


                             

      20       


   А          С


                                                      %, семей


         20     40      60      80      100

        Рисунок 1- Кривая Лоренца

 

На практике доход  распределяется между семьями неравномерно,  реальное распределение дохода всегда  будет характеризоваться отклонением от биссектрисы АВ. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» составляют незначительную часть рыночного общества, то образуется кривая (кривая Лоренца), отклонение которой от биссектрисы наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов. Чем больше область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов.

Кривую Лоренца можно  использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами населения, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Для расчета  конкретного уровня неравенства  в распределении доходов используется индекс концентрации доходов населения коэффициент Джини.  Площадь, образованную биссектрисой АВ и кривой Лоренца, т. е. линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят  к площади треугольника АВС (рис.1). Полученный результат и есть коэффициент Джини.

При коэффициенте, близком  к нулю, общество находится в состоянии абсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, ― в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Экономическая статистика обнаружила, что распределение доходов, если оно выше определенного уровня, характеризуется значительной устойчивостью. Эта зависимость между величиной дохода (начиная с некоторого уровня) и числом получающих его лиц в экономической теории получила название закона Парето (по имени открывшего его итальянского экономиста). Закон Парето означает, что если распределение низких доходов подвержено резким и подчас непредсказуемым колебаниям, то при достижении более высокого уровня оно приобретает стабильность. Закон подтверждает, что социальная стабильность ― следствие высокого уровня благосостояния населения.

Неравенство доходов  оказывает влияние на социально-экономическое  развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:

- рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

- чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

- высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные  группы, одновременно развивается межотраслевая  и региональная дифференциация, а  также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

 

 

 

3. Социальная защита и поддержка населения

 

Социальная  политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и согласия в обществе.

Важнейшим направлением социальной политики является  эффективная система социальной защиты населения.

Социальная защита как социальный институт представляет собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы. Обычно это касается установленных законодательством категорий граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам предоставляется помощь социального характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. В результате граждане получают доход, необходимый для удовлетворения их потребностей в определенные периоды жизни. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Понятие социальной защиты по-разному  рассматривается в различных  странах и международных организациях. Иногда в нее включают все, что касается социальных условий жизни человека (благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы). Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее к пенсионному обеспечению и материальной помощи  неработающим. Такая разница в  подходах объясняется историческими и национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные ее признаки ― финансирование расходов на социальную защиту населения за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц, а также уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также возможность дополнительных расходов на лечение и оплату социальных услуг. Ситуация социального риска может возникнуть в результате утраты самой способности к труду (болезнь, несчастный случай, рождение ребенка и уход за ним, старость),  отсутствия спроса на труд (безработица). Поскольку социальные риски носят объективный характер, то и механизм защиты от них должен быть надежным,  т. е. страхование должно быть обязательным для всех работающих.                 

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.                   

Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения