Социальная политика. Система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная система распределительных отношений строится на рыночном подходе, согласно которому результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Иначе говоря, более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат. Справедливость здесь оценивается исходя из соображений достижения эффективности. Справедливость рыночного распределения доходов зависит от образа действия его механизма. С максимальной полнотой такой механизм действует в условиях совершенной конкуренции. Господство монополий деформирует рыночное распределение доходов. Соблюдение равных прав, в частности права частной собственности, в рыночных условиях распространяется на изначально разных, «не равных» друг другу людей. Неравные возможности связаны с возрастом, полом, физическими и интеллектуальными способностями, обладанием собственностью и т.д., а неравенство возможностей имеет следствием неравенство доходов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34

Файлы: 1 файл

Социальная политика (2).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

- содействие гражданам  в поиске подходящей работы;

- организацию при необходимости  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации безработных граждан.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации в службе занятости:

- выплату пособия по безработице;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

- оплату за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим работу и заработок.

Материальная поддержка  безработных осуществляется в нескольких формах, основные из них:

- пособие по безработице,

- доплаты на иждивенцев,

- материальная и иная  помощь безработным с низкими  доходами,

- компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.

Помощь безработным  включает также посредничество в  трудоустройстве. Государственная  политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого  предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам.

Согласно государственной  статистике, безработных в Беларуси около одного процента.

Но, на самом, деле процент безработных в нашей стране намного больше, так как данная цифра отражает долю безработных, зарегистрированных в органах по труду, от общего числа экономически активного населения. Для Беларуси характерен высокий уровень скрытой безработицы, так, по мнению российского посла в Беларуси Александра Сурикова, скрытая безработица в Беларуси существует. И, по оценкам Gallup, примерно равна 24%, что почти в 40 раз выше официального показателя.

По словам Александра Соснова, экс-министра труда Беларуси, одна из основных причин нежелания регистрироваться на бирже труда - низкое пособие. Как сообщили в Комитете по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома, в январе 2013 года в Минске оно составило 219 562 рубля или 15$., это всего 20% от прожиточного минимума в стране, который составляет 110$ [18].

Для сравнения, в России  Минимальное пособие по безработице на 2013 год составляет 850 руб. (28 $) в месяц, максимальное - 4,9 тыс. руб.(160 $).

Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров и вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, уверен, что если сократить пособие до пяти долларов в месяц, показатель зарегистрированной безработицы у нас будет "минус 1%". "Безработный человек где-то работал, честно платил налоги. Он вправе получить помощь хотя бы в течение первого месяца в размере прожиточного минимума (в среднем – 1000 000 рублей). Если таким образом класс тунеядцев увеличится, то пусть в течение третьего месяца человек получает работу принудительно или рассчитывает только на 50% прожиточного минимума", - считает он [18].

Александр Соснов полагает, что реальная безработица в стране достигает приблизительно 10% от всего экономически активного населения. Но чтобы выявить реальный уровень, стоит считать безработицу по методологии Международной организации труда. К слову, с прошлого года Белстат начал исследовать уровень занятости населения в рамках обследования домашних хозяйств именно по этой методологии. Как сообщили в Белстате, пока это информация для внутреннего пользования. Однако ежеквартальные сведения предоставляются министерствам. Также данные исследования за один из кварталов прошлого года использовал Нацбанк в аналитическом обозрении "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь" за январь-июль. Там говорится, что численность безработных по итогам выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного с 14 по 20 мая прошлого года, в стране составила 267,7 тыс. человек, то есть 5,1 % от экономически активного населения. При этом уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 года составил всего 0,6 % [18].

Таким образом, такой низкий уровень пособия по безработицы не может гарантировать прожиточный минимум для безработного, а, отказ от регистрации, большей части безработных в стране,  ставит людей в ситуацию еще большей социальной незащищенности. Необходимо пересмотреть, отношение государства к проблеме безработицы в Беларуси, и в частности, повысить уровень пособия по безработицы до бюджета прожиточного минимума в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем некоторые  итоги. Социальная политика занимает важное место в экономике, так как  ее главными целями являются повышение  общественного благосостояния, улучшение  качества жизни народа и обеспечение  социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей в способностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательном уровне, а также наличие такого фактора, как везение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред.  А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.

2. Богданович А.В., Александрович  Я.М. Основные положения национальной  стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года // Белорусский экономический журнал.-2004. -№3. -С.4-19.

3. Довыдок И. С. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. - 2010. -№9. - С.23 - 27.

4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, - 2007. - № 9.-С. 20-28

5. Козырев В.М. Основы современной  экономики: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.

6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.

7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник  для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. -Москва: ИНФРА-М. Т.1, 2000. - 387 с.

8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И.  Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов  и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с.

9. Макроэкономика: социально-ориентированный  подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.  Новикова и др. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2013.

12. Национальный банк Республики  Беларусь (официальный сайт) [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 06.02.2013.

13. Национальная экономика Беларуси // Под. ред.В.Н. Шимова.2-е изд., перераб. и доп. - Минск.: БГЭУ, 2006.- 751 с.

14. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко.- Минск.: Выш. шк., 2005. - 408 с.

15. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред.В.Л. Клюни. - Минск., ИП "Экоперспектива", 1997. - 336 с.

16. Понятие и реализация социальной справедливости в со временной государственной политике. — М.: Научный эксперт, 2012. — 168 с.

17. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. - М.: Финстатинформ, 2001. - 239 с.

18.  Электронный ресурс - http://news.tut.by/society/330462.html. Безработица в Беларуси. Что скрывается за красивыми цифрами? 

 

 

 


Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения