Социальная политика. Система социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Современная система распределительных отношений строится на рыночном подходе, согласно которому результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Иначе говоря, более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат. Справедливость здесь оценивается исходя из соображений достижения эффективности. Справедливость рыночного распределения доходов зависит от образа действия его механизма. С максимальной полнотой такой механизм действует в условиях совершенной конкуренции. Господство монополий деформирует рыночное распределение доходов. Соблюдение равных прав, в частности права частной собственности, в рыночных условиях распространяется на изначально разных, «не равных» друг другу людей. Неравные возможности связаны с возрастом, полом, физическими и интеллектуальными способностями, обладанием собственностью и т.д., а неравенство возможностей имеет следствием неравенство доходов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...4
1. Проблема справедливого распределение доходов. Личные
и располагаемые доходы. ……………..………………………………….6
2. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини ………………………………………………….11
3. Социальная защита и поддержка населения
4. Социальная благотворительность. Помощь безработным.
Заключение………………………………………………………………3
Список использованных источников…………………………………34

Файлы: 1 файл

Социальная политика (2).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

К организационно-правовым формам социальной можно отнести обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки, которые были колониями, и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем и представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, безработицы, при условии прекращения работы, в случае

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые берут на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и др.

В соответствии со сложившейся  законодательной практикой принято  граждан, не имеющих возможности  за счет труда обеспечить приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи, относить к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Выделяют следующие категории населения, которые нуждаются в социальной защите:

• граждане (взрослые и  дети), являющиеся инвалидами;

• одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);

• семьи, имеющие детей-инвалидов  до 16 лет;

• семьи с низким уровнем  дохода;

• многодетные и неполные семьи;

• молодые, в том числе  студенческие, семьи;

• беременные женщины  и кормящие матери;

•дети, осиротевшие или  оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные дети и подростки;

• безработные;

• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

• лица, попавшие в чрезвычайные ситуации.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения.

В Беларуси система социальной защиты представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания. Программы социального страхования частично возмещают потерю доходов, связанную с  уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет трудовых взносов.

Программы государственной  социальной помощи предусматривают пособие тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений. Пособия предоставляются также определенным категориям населения малоимущим (бедным), инвалидам, ветеранам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС и другим социальным группам.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные услуги населению  оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Социальная  благотворительность. Помощь безработным

 

Общепринятое  определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности.

Осуществление благотворительности  – частное и добровольное дело  конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением  частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми.

В какой-то степени занятие благотворительностью, это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в  альтруизме.

Вторым необходимым условием  благотворительности является наличие частного ресурса,  который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.

В общем случае благотворительность  представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

В макроэкономическом аспекте  благотворительность – это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в интересах  осуществления общественно полезных программ. Это - своего рода механизм добровольного налогообложения, в котором «налоги» уплачиваются добровольно и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую форму: денег, услуг, имущества, труда.

Важной особенностью благотворительности является то, что  помимо пользы конкретному лицу или группе лиц, она является выгодной в целом, т.е. индивидуальная  помощь конкретному человеку одновременно является и помощью всему обществу. Все общество выигрывает от того, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению.

Исходя из того, что благотворительность  частная добровольная сфера,  каждый самостоятельно формирует  свое отношение к ней. Общественные  призывы к благотворительности и милосердию формируют общественное представление о том, что относить к этой сфере. Исходя из того, на что люди жертвуют средства, в каких проектах участвуют добровольцы, можно выявить общественное отношение к благотворительности.

Таким образом, общественное представление о благотворительности  определяется согласованием мотивов  и объемов пожертвований и  социальным запросом на оказание помощи.

В целом к благотворительности  может быть отнесено все, что  в общепринятых представлениях укладывается в понятие «общественная польза». Обычно благотворительность определяется именно через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Человеческая составляющая, права человека являются доминантами определения благотворительности.

Благотворительность является бесприбыльной  деятельность, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли.  Это не означает, что благополучатель  пользуется благотворительной помощью  полностью бесплатно. Обязательным, однако, является то, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях осуществление благотворительной деятельности может приводить к образованию прибыли, которая должна быть направлена на реализацию уставных целей.

Не всякая некоммерческая деятельность  является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению 

благотворительности.

По вопросу о том, что заведомо  не относится к благотворительности, современное общество пришло к определенному консенсусу.

Все виды коммерции, т.е. деятельности,

Имеющие целью получение  прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является  благотворительностью.

Настоящий благотворитель всегда ухудшает свое благосостояние, благотворительность сопровождается убытком для благотворителя.

Политическая деятельность, т.е.  деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или  увеличить свое влияние на  общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, и стремление к известности или популярности.

Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности, или не может осуществляться с нарушением закона. В таком случае общественный ущерб не может быть оправдан никакой полезностью. Поэтому любая противоправная или противозаконная деятельность не является благотворительной.

Все участники благотворительного  деяния и само деяние должны  иметь легальный статус и соответствовать  общепринятым стандартам, а участники,  к тому же,  -  соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности. Нелегальная деятельность подразумевает, что ей предшествовали незаконные действия и что благотворительность, тем самым, оказывается осуществленной за счет и против воли третьих лиц, в отношении которых был нарушен закон.

К благотворительности не относятся также проекты, ориентированные на обеспечение дополнительных благ людям, которые сами в силу своего благосостояния и общественного статуса в состоянии обеспечить себя этими благами. В то же время аналогичную помощь т.н. социально уязвимым категориям населения следует признать благотворительностью.

Основные  функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

    • экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
    • социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
    • рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
    • общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
    • политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
    • маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

Одно из направлений  социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Республики Беларусь создана Государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении  рынка труда;

- разработку и реализацию  целевых программ содействия  занятости населения, особо нуждающегося  в социальной защите и испытывающих  трудности с поиском работы;

Информация о работе Социальная политика. Система социальной защиты населения