Социальные, религиозные и политические взгляды итальянских гуманистов XIV -XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену одной эпохе, приходила другая.
XIV—XVI вв. — переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПЕНЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО

 

Историко-филологический факультет

Очное отделение

Кафедра всеобщей истории,

историографии и археологии


 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Социальные, религиозные  и политические взгляды итальянских  гуманистов XIV -XV веков»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр. И-42

А. И. Неладнова

 

Проверил: д.и.н., профессор

В. П. Митрофанов


 

 

Пенза – 2013

1.

Введение

Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую  эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась  в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену  одной эпохе, приходила другая.

XIV—XVI вв. — переходная  эпоха от феодализма к капитализму,  это время мануфактур, географических  открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных  ограничений. Все это рождает  в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма,  возрождения. Понятие “гуманизм”  появляется в середине XV в. и  означает то, что Цицерон и  Тацит в свое время выразили  термином «humanitas» — человеческий, человечный, образованный, т.е. качества  свободного гражданина, необходимые  для активного участия в жизни  общества. Эпоху гуманизма называют  также Возрождением (Ренессансом). Сами  гуманисты  говорили о “воскрешении, обновлении” образцов античного  мира в противоположность средневековью,  которое ими понималось как  “время... бедных умами ученых”  (Лоренцо Балла), как “время темного  тумана”, время грубости и  несоразмерности (Дж. Вазари). Когда  творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в  культуре в качестве обозначения  научных дисциплин, занятых осмыслением  внутреннего мира человека. Так  появляется термин — гуманитарные  науки.

Специфическая черта философии  Возрождения — деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», —  повторял Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский)1.

Новые политические и экономические  условия не могли ужиться со средневековыми представлениями о человеке. В  обществе назрела необходимость  в изменении этих взглядов и в  их философском обосновании. В период второй  половины XIV – первой половины XV в. происходило зарождение и формирование гуманистического течения.

Цель данной работы заключается  в попытке отразить представления  ведущих гуманистов второй половины XIV – первой половины XV в. о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве. Так как именно эти  вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое  в свою очередь изменило представление  о месте человека в мире.

Реализация данной цели вызвала  необходимость постановки и решения  следующих задач:

- проанализировать труды  итальянских гуманистов;

- охарактеризовать основные  черты  итальянского Возрождения;

- выявить своеобразие  гуманизма в эпоху Возрождения в Италии.

Объектом нашей работы является гуманизм эпохи Возрождения  в Италии.

Предмет работы- выявления  идей гуманизма в итальянской  культуре.

Большая часть материалов была взята из трудов: М.Л. Абрамсон, Н.В.

Ревякиной, Л.М. Брагиной.

В работе М.Л. Абрамсон «От  Данте к Альберти» говорится  о формировании итальянского Возрождения. Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии Возрождения, характеристике всех рассматриваемых в данной работе гуманистов, и других деятелей эпохи Возрождения. Дается общая характеристика гуманистического мировоззрения и культуры Возрождения в их главных аспектах. Выявляются специфические черты городской цивилизации в Италии. Раскрывается виденье мира горожанами.

В книге «Итальянский гуманизм»  Л.М. Брагина показывает итальянский  гуманизм в процессе его исторического  развития, особенно на тех этапах, когда  складывались и крепли принципы нового миропонимания, а гуманизм из идейной  тенденции в идеологической жизни  вырастал в общественное движение, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской культуры.

Н.В. Ревякина в своих книгах «Проблемы человека в итальянском  гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в.» и «Человек в гуманизме  итальянского Возрождения» рассматривает  взгляды итальянских гуманистов на природу человека, его место  в системе мироздания, исследует  новое отношение к жизни и  смерти, показывает, как менялось отношение  к миру. Также была использована книга Н.В. Ревякиной «Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков», в  которой раскрываются цели и задачи гуманистического воспитания, нравственного  формирования человека.

Данная работа состоит  из введения, одной главы, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 Основы гуманистического итальянского  Возрождения

 

Наступает этап гражданского гуманизма, родина которого, как и  гуманизма вообще - город Флоренция. Гражданский гуманизм связан с творчеством  Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо  Браччолини, Джанноццо Манетти, Леона  Баттиста Альберти. Они расширили  круг проблем, связанных с человеком, особое внимание уделяя его месту  в обществе, его правам и обязанностям перед государством. В числе важных особенностей гуманизма этого периода  – внимание к социально-экономической  и политической стороне общества.

Это направление стало  значимым в условиях демократического строя

Флоренции (до возникновения  тирании в 1434 году) на фоне других мелких государств, где господствовала тирания. Республиканская Флоренция, сопротивлявшаяся Милану, рождала в гуманистах дух  патриотизма, с их мнением считались  политики и государственные деятели. Сами же гуманисты стремились к распространению  своих идей среди большего количества горожан.

2.1.

Ведущие идеи Колюччо  Салютати

 

Колюччо Салютати (1331-1406) стал первым гуманистом, которому был предложен  высокий пост канцлера Флоренции  именно благодаря его взглядам. На этом посту он пробыл до конца своей  жизни. Став канцлером, через личные контакты, письма, книги, - Салютатти  расширил влияние гуманизма на Флоренцию.

Вся деятельность Салютати подчинялась желанию улучшить общество в целом. Его личная библиотека стала  предшественницей публичных библиотек. По мнению Поджо, Салютати хотел дать всем ученым возможность пользоваться необходимыми им книгами.

Как и у других гуманистов, особую роль в творчестве Салютати играла античность. Многие гуманисты  проводили массу времени в  поисках исторических остатков той  эпохи, разыскивая их по всей Европе. Нахождение новых рукописей было событием чрезвычайной важности для увлеченных античностью, и каждый заинтересованный человек  стремился как можно быстрее  познакомиться с их содержанием. В связи с отсутствием публичных  библиотек находки копировались. Это способствовало контактам в  среде гуманистов, они активно  переписывались между собой, сообщая  сведения о находках-новинках, обменивались ими, проявляли живой интерес  к судьбе библиотек, чьи владельцы  скончались. Он признавал спорность  мыслей любых авторитетов, а также  существование других мнений, отличных от собственных. Каждый может мыслить, размышлял он, как пожелает, имеет  право не сковывать себя авторитетами. В его размышлениях четко прослеживаются разделения деятельности людей на жизнь  отрешенную от мира, жизнь частную  и жизнь общественную.

Признавая важность спасения души, к отшельничеству он относился  неоднозначно, считал, что те, кто  выбирает жизнь созерцательную, стремятся  сделаться более угодными Богу. Однако он отрицал, что такой образ жизни  предпочтительнее для деятельного  ума в достижении райского блаженства, потому что разум способен отсеять  ненужные вещи. Кроме того, человек  ведущий жизнь отшельника, в какой-то мере эгоистичен, занят только собой, так как никому в делах и  в совершенствовании добродетелей не помогал.

Несомненно, на первое место, Салютати ставил трудолюбие, считал, что  трудолюбивые люди делают ближнего счастливее, тем самым проявляя любовь к Богу. Человек, любящий Бога, для Салютати не может остаться безучастным к  окружающим.

В письме к Андреа Джусти да Вольтерра Колюччо Салютати размышляя  над образом жизни людей, утверждал, что долг мудрых и добродетельных людей - активно участвовать в  жизни государства. В случае их бездействия, к власти могут прийти «злые и  бесчестные люди» и принести «несчастья и погибели добрым»2. В этом проявляется его новый взгляд на предназначение человека.

Несмотря не множество  доводов в пользу общественной жизни, Салютати признавал возможность  жизни уединенной, но только в случае истинной любви к богу. В этом случае бог сам призывает достойного к уединению, такой человек просто не сможет жить в миру. Есть и такие  люди, которые оставляют мир потому, что с ними случилось несчастье, Салютати уверен, что жизненные невзгоды не могут быть оправданием такого поступка. Изменяя образ жизни, убегая от проблем, человек ищущий отшельничества, изгоняет себя, но не разрешает их, кроме  того, он лишает общество той пользы, которую оно получает от каждого  своего члена.

Колюччо Салютати не отрицал  стремления к власти, но признавал  ее инструментом в руках мудреца, взятого в руки для благих дел. В письме, к Галиено да Терни, Салютати писал, что никто не запрещает  христианину «находиться во главе  истинного, совершенного общества»3. Должность может испортить человека только по его собственной вине, но если человек учится смирению и послушанию, высокое положение не сможет ему повредить.

Богатство, заработанное честным  трудом, не развратит добродетельного  человека.

Уделяя много внимания теме общественного блага, Салютати описывал идеальное государство  как сообщество друзей, взаимно доброжелательных, исполняющих обязательства друг перед другом. На основании христианского  учения он строил свои рассуждения  о необходимости помогать не только своим близким, но и государству  в целом. Человеческую дружбу он распространял  на все сообщество «добрых людей», так как уверен в том, что бог, наградив этими отношениям двух людей, вполне может наградить ими государство в целом.

Рассматривая тему благородства, Салютати пришел к выводу, что

«благороден тот, кто по природе  благорасположен к добродетели»4. Человек разумный, справедливый, умный и мужественный – благороден. Естественное благородство, по мнению Салютати, есть «свойство духа… (которое) не отличает ни патрициев, ни всадников от плебея»5. Даже раб по природе, а не по стечению обстоятельств, может стать благородным, если сможет подняться на новую ступень и разовьет в себе перечисленные качества.

Салютати делает вывод, что  «блестящее или безвестное положение, счастливая или несчастная судьба»не могут считаться непреодолимым препятствием на пути добродетельного человека.

Таким образом, Салютати рассуждая  об отшельничестве, высоких постах, богатстве и достоинстве высказывает  мнение, что любой образ жизнь  угоден богу, при условии, если он наполнен добродетелью. Ничто не может испортить  человека, если сам человек стремится  к добру. Человек слабый по своей  природе не сможет использовать соответствующим  образом любой образ жизни  и не принесет обществу пользу, а  плохой человек при любом образе жизни способен нанести людям  вред.

Из гуманистов, рассматриваемых  в этой работе, его учениками стали

Леонардо Бруни и Поджо  Браччолини.

 

 

 

2.2.

Ведущие идеи Леонардо Бруни

 

Леонардо Бруни (1370 (74) – 1440) родился в Ареццо в бедной семье, но сумел благодаря своим талантам стать канцлером Флорентийской  республики.

Рассматривая в своих  произведениях тему человеческого  бытия, Бруни пришел к выводу, что  человеку присуще заблуждаться, хотя от природы в него заложено стремление к истинному благу. Люди, в отличие  от животных, у которых нет выбора, и в отличие от бога, который  не подвержен сомнениям, постоянно  стоят перед выбором своего пути. Он утверждал, что человек движим случайностями, не видит перед собой  ясной цели, поэтому совершает  постоянные ошибки и раскаивается в  них.

Помощь в нахождении правильного  пути человек должен искать в философии. Философия для Бруни, прежде всего, должна быть полезной для жизни, поэтому  он, как и Петрарка предпочитал  моральную философию естественной, он четко осознавал земной характер высшего блага.

Однако он отмечал, что  не так просто найти ответ в  моральной философии, все философы, почитая добродетель, расходятся в  способах достижения ее, одни – стремятся  достичь ее через блага и удобства, другие - через воздержание и страдания.

Информация о работе Социальные, религиозные и политические взгляды итальянских гуманистов XIV -XV веков