Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:12, реферат
Экологические проблемы, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества, что неизбежно придает общественному мнению по вопросам экологии политическую окраску, приводит к его детерминированности политическими взглядами и симпатиями населения. По данным социологических исследований, уже сейчас происходит заметная политизация экологических и экологизация политических движений.
Введение 3
1.Возникновение и развитие социальной экологии 4
2. Социоэкологическая политика в контексте современных социально-экономических условий Российской Федерации. 7
3.Основные направления социоэкологической политики в России 13
Заключение 18
Список литературы 22
Содержание
Введение
Социально–экологические проблемы на мировом, общенациональном, региональном и территориальном уровнях более чем актуальны. При этом они продолжают оставаться для сознания человека во многом новыми и неоднозначными. Так, например, бытовые представления и стереотипы общественного сознания, с одной стороны, они формируют негативное отношение населения к реальным действиям, направленным на улучшение экологической обстановки. В то же время экологические проблемы, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества, что неизбежно придает общественному мнению по вопросам экологии политическую окраску, приводит к его детерминированности политическими взглядами и симпатиями населения. По данным социологических исследований, уже сейчас происходит заметная политизация экологических и экологизация политических движений.
Социальная экология - молодая научная дисциплина. Фактически, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, то есть рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже - социальной эколога.
По определению одного из современных крупнейших экологов Ю. Одума, «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».
Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460-370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.
В XVII в. появилась медицинская география - наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633-1714).
Это свидетельствует о том, что экологический подход к жизни человека существовал и ранее. По мнению Н.Ф. Реймерса (1992), почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формовалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии. Американский ученым Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека - экология человека - социология» зародилась в трудах французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857) в 1837 г. и в дальнейшем была развита Д.-С. Мигатем (1806-1873) и Г. Спенсером (1820-1903).
По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека - это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Оно изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.
Эколог Н.Ф. Реймерс дал следующее определение: «социально-экономическая экология человека - это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутренней биосоциальной организации человеческого общества». То есть все сводится к той же классической формуле «организм и среда», отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечество в целом, а средой - все природные и социальные процессы.
Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения, то есть для сохранения экологического равновесия, требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие.
Развитие социальной экологии начинается после Первой мировой войны, тогда же появляются и первые попытки определения ее предмета. Одним из первых это сделал Мак Кензи, известный представитель классической эколога человека. Он определял экологию человека как науку о пространственных и временных отношениях людей, на которые воздействуют селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии человека легло в основу широких исследований пространственного распределения населения и других явлений внутри городских агломераций. Между тем интерес к изучению пространственных параметров общественной жизни со временем привел к упрощенному пониманию взаимозависимости между населением и другими пространственными явлениями, и это обусловило кризис классической экологии человека.
Требование улучшить состояние окружающей среды в 50-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем.
Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Так, если отношение человека к среде идентично с отношением любого живого организма, то тогда нет существенных различий в действа общих экологических закономерностей. Например, болезнь - лишь нарушение уровня биологической адаптации человека, нарушение адаптивных реакций в системе элементов биологической экосистемы. Поскольку технический прогресс постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, то он неизбежно ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме. Поэтому он вместе с развитием цивилизации с фатальной неизбежностью сопровождается ростом числа заболеваний. Всякое дальнейшее развитие общества становится для человека фатальным и ставит под вопрос существование цивилизации. Именно поэтому в современном обществе говорят о «болезнях цивилизации. Такое понимание отношения человека и его среды неприемлемо.
Развитие социальной экологии ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.), что позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970 г.) создать исследовательский комитет Международной социологической ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета.
Факторы, повлиявшие на возникновение и формирование социальной экологии:
- появление новых понятий в эколога (биоценоз, экосистема, биосфера) и изучение человека как общественного существа;
- угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной.
Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека, а также в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется.
В настоящее
время в связи с ухудшением
социально-экономических
Несмотря на предпринимаемые меры, экологическая безопасность граждан России постоянно снижается, что проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, снижении продолжительности жизни, увеличении заболеваемости, смертности и ухудшении генофонда населения; образовании новых обширных по территории зон экологического бедствия; истощении невозобновимых природных ресурсов; возрастании риска крупных техногенных катастроф и т. д.
В связи с этим оздоровление окружающей среды является одной из актуальных проблем, требующей незамедлительных действий. Длительное развитие России в условиях целенаправленной плановой системы хозяйствования, обострение структурных противоречий данной системы привели ее к глубокому экологическому кризису. Радикальные рыночные реформы последних лет еще более разбалансировали экономические и экологические интересы общества.
Ситуацию усугубила
непоследовательная реализация конституционного
принципа «двойного» ведения (Федерации
и ее субъектов) по вопросам права
собственности и распоряжения природными
ресурсами. Республики и области
поспешили принять
Вышесказанное позволяет утверждать, что в настоящее время недостаточно сформирована правовая база охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Она находится на стадии постоянного реформирования и бесконечного совершенствования.
Недостаточно разработано правовое регулирование отношений в сфере обеспечения экологической безопасности. Законодательством Российской Федерации на сегодняшний момент не определены основные требования, ограничения и запреты в этой области, виды правонарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. Законодательством не урегулировано эффективное взаимодействие органов власти и управления по обеспечению экологической безопасности на всех уровнях. Отсутствует законодательная база, фундамент для формирования системы норм, предотвращающих возникновение и развитие ситуаций, имеющих опасные экологические последствия. Нанося окружающей среде огромный, часто непоправимый ущерб, общество не выработало необходимых превентивных и компенсационных механизмов.
Постановка вопроса о переходе России к модели устойчивого развития лишается смысла, если не будет обеспечен уровень экологической безопасности на национальном и региональном уровнях. Движение в этом направлении возможно только при наличии факторов снижения экологической опасности.
Очевидно, что отсутствие действенных законодательно закрепленных требований в этой части ко всем субъектам хозяйственной и иной деятельности, всем органам управления является главным препятствием для решения проблем экологической безопасности.
В настоящее время, когда государство сокращает свое вмешательство в экономику, возрастает ответственность свободных предпринимателей и производителей в области обеспечения социальной, экономической и экологической безопасности и благосостояния страны. Входя в систему открытого рынка, нельзя победить в конкурентной борьбе, производя экологически опасные товары и применяя технологии, последствия использования которых будут стоить производителю очень дорого.
С изменением условий, методов и способов ведения хозяйства должна меняться и законодательная база. Именно поэтому необходимо создавать и совершенствовать систему природоохранного законодательства России с помощью постоянных и понятных производителям и населению экологических требований, открытых и ясных финансовых и юридических систем: разрешений и запретов, лицензий и экологических экспертиз, а также эффективной системы управления.
Исходя из анализа проводимой государством политики, следует отметить дефицит воли в отношении необходимого решения экологических проблем. В области права эта причина проявилась, в частности, в отсутствии нормативных правовых актов в ряде значимых экологических сфер (обращение с отходами производства и потребления, опасными веществами и др.). Несмотря на то, что в России имеет место правотворчество в экологической сфере, государство не обеспечило их выполнения.
Таким образом, остаются нереализованными все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.
Наиболее ярким
примером может служить факт принятия
на общегосударственном уровне более
десяти правительственных постановлени
Кроме того, не выполнено предписание, предусмотренное постановлением о перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината – одного из наиболее серьезных источников нарушения экологической системы озера.
Опасение вызывает также то, что на базе значительного имущественного расслоения граждан в общественном правосознании, в том числе не без участия различных институтов государственной власти, утверждается феномен правового нигилизма, отторжения законности все более значительной частью населения.
Анализ социально-правовой ситуации показал, что реформаторские акции последних лет привели к разрушению правовой системы социальных ценностей, деформации общественного сознания, в том числе профессионального правового сознания работников правоохранительной системы, нарастанию правового нигилизма в сознании и поведении лиц, ответственных за исполнение юридических предписаний. Массовый характер правонарушений, коррупция, сопровождающая реформы, крайне негативно отразились на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушили принципы нравственного поведения в экологической среде.
По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация с каждым годом все больше осложняется вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, а также постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Таким образом, анализируя законодательную базу в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды, за время действия института президентства в России система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону совершенствования. Решения, принимаемые по вопросам развития системы таких органов, основывались не на идеях целесообразности, обеспечения последовательного решения задач рационального природопользования и охраны природы, а исходя преимущественно из интересов ведомств, руководствуясь политическими соображениями, вследствие чего структура федеральных органов исполнительной власти, которая призвана обеспечить реализацию экологического законодательства, к сожалению, преобразовывалась уже 5 раз (в 1993, 1996, 2000, 2004, 2006 гг.).