Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:12, реферат
Экологические проблемы, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества, что неизбежно придает общественному мнению по вопросам экологии политическую окраску, приводит к его детерминированности политическими взглядами и симпатиями населения. По данным социологических исследований, уже сейчас происходит заметная политизация экологических и экологизация политических движений.
Введение 3
1.Возникновение и развитие социальной экологии 4
2. Социоэкологическая политика в контексте современных социально-экономических условий Российской Федерации. 7
3.Основные направления социоэкологической политики в России 13
Заключение 18
Список литературы 22
Таким образом, экономической и экологической безопасности угрожают одни и те же дефекты управления страной: законодательная неурегулированность новых экономических отношений, неэффективный контроль исполнения законов со стороны государства, излишняя вера исполнительных структур в силу рыночного саморегулирования, слабый механизм внедрения требований экологического законодательства в экономику.
В этих условиях важным сдерживающим фактором экологического баланса должна стать отлаженная система природоохранного контроля и ответственности на всех уровнях исполнительной власти.
Наличие и проведение экологической политики предусмотрены в Конституции РФ: ст. 71 относит к вéдению России установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; ст. 80 предусматривается определение Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основных направлений внутренней и внешней политики государства; согласно ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
Право как главный регулятор общественных отношений является первым и важнейшим способом осуществления любой политики, в том числе экологической, выработанной государством и обществом.
Механизм правового регулирования включает три основных общепринятых стадии: правотворчество, правореализацию и применение мер ответственности.
По данным направлениям
могут рассматриваться
На сегодняшний день сложилась такая обстановка, где в общем количестве эколого-правовых актов блок собственного законодательства оказался наименьшим. При этом особый интерес вызывает такой феномен, как лоббирование законов, принятие актов, за которые предполагается получить материальные сиюминутные выгоды.
Широко известна история с так называемым пакетом законов о ввозе радиоактивных отходов в Россию. Данные законы активно подготавливали Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго) и Комитет по экологии Государственной Думы РФ. В качестве главного аргумента называлась сумма, которую Россия получит в результате ввоза тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (20 млрд. долларов). При этом в средствах массовой информации указывалось также на то, что существенная часть доходов должна быть израсходована на постройку предприятий по переработке радиоактивных отходов и оборудование мест их захоронения.
Правотворчество предполагает прежде всего принятие федеральных, региональных законов и подзаконных актов, направленных на охрану окружающей среды. В этой области сделано немало, и прежде чем вносить предложения о дальнейшем совершенствовании экологического законодательства, необходимо провести инвентаризацию имеющейся нормативно-правовой базы, ее анализ, а также обеспечить ее неуклонное исполнение и применение.
Конституция РФ определяет, что рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти. Федеральное правительство несет ответственность за исполнение основных законов, которыми управляется деятельность в сфере защиты окружающей среды и природных ресурсов. Органы власти субъектов РФ отвечают в равной степени за управление на региональном уровне и распределение финансовых ресурсов.
Вместе с тем различие интересов областных администраций, органов исполнительной власти природно-ресурсного блока, часто преследующих различные цели, приводит к низкой эффективности различных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов. Поэтому выбор согласованных приоритетов по осуществлению политики охраны окружающей среды и природных ресурсов на федеральном и региональном уровнях является необходимой основой для оказания технической помощи и обеспечения ее эффективности.
Основными направлениями социоэкологическ
и содержания национального
плана действий по охране окружающей
среды; отработка в рамках пилотных
проектов отдельных инструментов и
механизмов регулирования
Работа строится на следующих основных принципах управления природоохранной деятельностью:
Главным правовым направлением современной социоэкологической политики в условиях устойчивого экологического развития является обеспечение исполнения законодательства.
Приоритетными могут быть следующие направления:
Следует отметить, что особую актуальность приобрела проблема правовой реформы в организации применения экологического законодательства в деятельности исполнительных органов. В обстоятельствах, когда уважение к закону и праву не является повседневной нормой поведения, а граждане систематически сталкиваются с безнаказанными грубыми нарушениями законных интересов, в том числе со стороны должностных лиц, принятие закона становится необходимой, но вовсе не главной стадией функционирования правового механизма, обеспечения устойчивого развития страны.
Правовая реформа исполнительной деятельности в области экологии должна строиться:
Именно данные предложения в комплексе позволят достичь эффекта в продвижении правовой реформы в экологии.
Право становится
таковым при возможности
Нуждается в существенном улучшении качество предварительного следствия по делам об экологических преступлениях.
Каждое 4–5-е дело необоснованно прекращается. Значительная часть правовых санкций не используется (крупный штраф, налагаемый в уголовном порядке; приостановление агрегатов и цехов ввиду их экологической вредности; иски граждан и общественных объединений по возмещению экологического вреда).
Следует отметить, что за последние годы произошли изменения в сфере деятельности судов. Однако именно в области экологии судебная реформа оказалась наименее эффективной: суды общей юрисдикциии арбитражные суды рассматривают экологические дела по второстепенному принципу, не проводится их обобщений, не осуществляется должная экологическая специализация судей, экологические дела весьма неохотно принимаются к производству, редко рассматриваются по существу, экологические иски граждан годами задерживаются в судебных инстанциях. При назначении наказания суды часто не учитывают тяжесть экологических последствий.
Объективными причинами являются: загруженность судей, отсутствие квалификации, актуальность других неэкологических дел (о коррупции, организованной преступности, выборах, чести и достоинстве), недостаточное общественное внимание к вопросам экологии, экономический кризис в стране.
Ликвидация указанных недостатков будет означать продвижение правовой реформы в экологии. Это может быть достигнуто следующим образом:
Таким образом, в настоящее время принятие законодательства является первой, но не главной фазой правового обеспечения устойчивого развития; решающее значение имеет обеспечение применения и соблюдения законодательства, наложение взысканий за его нарушение; активизация усилий граждан по осуществлению своих экологических обязанностей и прав, требований к государству и обществу по соблюдению ими своих обязательств в области устойчивого развития; открытость информации о сделанном и проблемах. Осуществление указанных целей позволит заложить основы природоохранного правового механизма и даст возможность держать экологическую ситуацию в России под эффективным контролем общества и государства, а также реально подготовить государство для перехода на модель устойчивого развития.
Все вышесказанное доказывает, что Россия нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Это возможно только при условии получения каждым гражданином необходимых знаний отечественного и зарубежного экологического законодательства и практики его применения.
Социальная экология быстро политизируется. Это вызвано процессами глобализации, формированием невиданных ранее надгосударственных структур политической и экономической интеграции (Европейский союз), быстрым изменением геополитической карты мира.
Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость сочетания развития трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика является общей функцией государственного (в первую очередь, регионального) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием.
Проблема сохранения окружающей человека среды выдвинулась в наше время в число наиболее серьезных глобальных проблем, ибо загрязнение ее приобрело такие масштабы, что поставило под угрозу само существование человечества. Не случайно практически нет ни одной конституции, принятой в последние два-три десятилетия, которая не затрагивала бы данную проблему. Конституционные положения возлагают на государство обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц – обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности. В предыдущей главе упоминалось право человека на здоровую окружающую среду; указанные здесь обязанности призваны гарантировать это право.