Социоэкологическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:12, реферат

Описание работы

Экологические проблемы, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества, что неизбежно придает общественному мнению по вопросам экологии политическую окраску, приводит к его детерминированности политическими взглядами и симпатиями населения. По данным социологических исследований, уже сейчас происходит заметная политизация экологических и экологизация политических движений.

Содержание работы

Введение 3
1.Возникновение и развитие социальной экологии 4
2. Социоэкологическая политика в контексте современных социально-экономических условий Российской Федерации. 7
3.Основные направления социоэкологической политики в России 13
Заключение 18
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Реф социоэкологич политика (Автосохраненный).doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, экономической и экологической  безопасности угрожают одни и те же дефекты управления страной: законодательная неурегулированность новых экономических отношений, неэффективный контроль исполнения законов со стороны государства, излишняя вера исполнительных структур в силу рыночного саморегулирования, слабый механизм внедрения требований экологического законодательства в экономику.

В этих условиях важным сдерживающим фактором экологического баланса должна стать отлаженная система природоохранного контроля и ответственности на всех уровнях исполнительной власти.

Наличие и проведение экологической политики предусмотрены в Конституции РФ: ст. 71 относит к вéдению России установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; ст. 80 предусматривается определение Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основных направлений внутренней и внешней политики государства; согласно ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Право как главный  регулятор общественных отношений  является первым и важнейшим способом осуществления любой политики, в том числе экологической, выработанной государством и обществом.

Механизм правового  регулирования включает три основных общепринятых стадии: правотворчество, правореализацию и применение мер ответственности.

По данным направлениям могут рассматриваться современные  правовые проблемы выработки и реализации экологической политики России на пути к устойчивому экологическому развитию.

На сегодняшний день сложилась  такая обстановка, где в общем количестве эколого-правовых актов блок собственного законодательства оказался наименьшим. При этом особый интерес вызывает такой феномен, как лоббирование законов, принятие актов, за которые предполагается получить материальные сиюминутные выгоды.

Широко известна история с так называемым пакетом  законов о ввозе радиоактивных  отходов в Россию. Данные законы активно подготавливали Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго) и Комитет по экологии Государственной  Думы РФ. В качестве главного аргумента называлась сумма, которую Россия получит в результате ввоза тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (20 млрд. долларов). При этом в средствах массовой информации указывалось также на то, что существенная часть доходов должна быть израсходована на постройку предприятий по переработке радиоактивных отходов и оборудование мест их захоронения.

Правотворчество предполагает прежде всего принятие федеральных, региональных законов и подзаконных актов, направленных на охрану окружающей среды. В этой области сделано немало, и прежде чем вносить предложения о дальнейшем совершенствовании экологического законодательства, необходимо провести инвентаризацию имеющейся нормативно-правовой базы, ее анализ, а также обеспечить ее неуклонное исполнение и применение.

Конституция РФ определяет, что рациональное использование  природных ресурсов и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти. Федеральное правительство несет ответственность за исполнение основных законов, которыми управляется деятельность в сфере защиты окружающей среды и природных ресурсов. Органы власти субъектов РФ отвечают в равной степени за управление на региональном уровне и распределение финансовых ресурсов.

Вместе с  тем различие интересов областных администраций, органов исполнительной власти природно-ресурсного блока, часто преследующих различные цели, приводит к низкой эффективности различных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов. Поэтому выбор согласованных приоритетов по осуществлению политики охраны окружающей среды и природных ресурсов на федеральном и региональном уровнях является необходимой основой для оказания технической помощи и обеспечения ее эффективности.

3.Основные направления социоэкологической политики в России

Основными направлениями социоэкологической политики и регулирования являются: обоснование, разработка и реализация планов конкретных действий по улучшению качества окружающей среды в масштабе региона или отрасли; подготовка предложений по совершенствованию структуры

и содержания национального  плана действий по охране окружающей среды; отработка в рамках пилотных проектов отдельных инструментов и  механизмов регулирования природопользования с целью последующего их распространения в масштабах Российской Федерации.

Работа строится на следующих основных принципах  управления природоохранной деятельностью:

  • необходимость обеспечения условий для перехода к устойчивому развитию. Экологическая политика должна быть направлена на формирование условий для удовлетворения потребностей современного поколения без ущерба для будущих поколений;
  • системный подход к рационализации использования природных ресурсов и охране окружающей среды;
  • превентивность в целях недопущения возникновения вредных последствий как для окружающей среды, так и здоровья человека;
  • экономическая оправданность, техническая соразмерность и территориальная совместимость экологической политики;
  • минимизация воздействия. Следует обеспечить как можно меньшее воздействие хозяйственной деятельности на природу. Критерием эффективности экологической политики в конечном счете служит уровень снижения экологического ущерба для населения и природных систем в пилотных регионах Российской Федерации.

Главным правовым направлением современной социоэкологической политики в условиях устойчивого экологического развития является обеспечение исполнения законодательства.

Приоритетными могут быть следующие направления:

  • доведение содержания принятых актов до сведения всех исполнителей, заинтересованных учреждений и граждан;
  • экологическое обеспечение должностных лиц и граждан;
  • установление и принятие у должностных лиц экзамена при занятии должностей на минимум экологических знаний;
  • создание действенной системы государственного управления в области охраны окружающей среды, включающей координирующий экологический орган, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, разделение надзора и природопользования;
  • осуществление повседневного всеобщего систематического экологического контроля с соответствующими полномочиями, включающего и общественный контроль;
  • обеспечение свободы экологической информации и гласности экологических мероприятий и др.

Следует отметить, что особую актуальность приобрела  проблема правовой реформы в организации применения экологического законодательства в деятельности исполнительных органов. В обстоятельствах, когда уважение к закону и праву не является повседневной нормой поведения, а граждане систематически сталкиваются с безнаказанными грубыми нарушениями законных интересов, в том числе со стороны должностных лиц, принятие закона становится необходимой, но вовсе не главной стадией функционирования правового механизма, обеспечения устойчивого развития страны.

Правовая реформа исполнительной деятельности в области экологии должна строиться:

  • на соблюдении исполнительными органами экологических требований законов, постановлений самой исполнительной власти;
  • обеспечении заинтересованных должностных лиц текстами нормативных актов;
  • ответственности деятельности лиц за исполнение требований экологического законодательства;
  • обучении должностных лиц и граждан применению и соблюдению правовых актов в области экологии;
  • стимулировании, награждении добросовестных природопользователей, равно как и соответствующее вине и нанесенному ущербу наказании правонарушителей;
  • осуществлении повседневного и непрерывного контроля за применением экологического законодательства;
  • правительственном субсидировании средств массовой информации, содействующих продвижению правовой реформы в экологии;
  • массовом выпуске литературы по указанным вопросам для широкого читателя;
  • реформировании природоохранных органов в сторону сосредоточения внимания на узловых вопросах, повышении компетентности, профессионализма и экологического правосознания сотрудников.

Именно данные предложения в комплексе позволят достичь эффекта в продвижении правовой реформы в экологии.

Право становится таковым при возможности привлечения  лиц, совершивших правонарушения, к  соответствующим видам юридической ответственности. В области экологической политики это является наиболее слабым местом не только из-за недостаточных санкций, предусмотренных законодательством, но и их применения, а также реализации принципа неотвратимости наказания. Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных, однако при этом латентность экологических преступлений достигает 95–99 %.

Нуждается в  существенном улучшении качество предварительного следствия по делам об экологических преступлениях.

Каждое 4–5-е  дело необоснованно прекращается. Значительная часть правовых санкций не используется (крупный штраф, налагаемый в уголовном порядке; приостановление агрегатов и цехов ввиду их экологической вредности; иски граждан и общественных объединений по возмещению экологического вреда).

Следует отметить, что за последние годы произошли  изменения в сфере деятельности судов. Однако именно в области экологии судебная реформа оказалась наименее эффективной: суды общей юрисдикциии  арбитражные суды рассматривают экологические дела по второстепенному принципу, не проводится их обобщений, не осуществляется должная экологическая специализация судей, экологические дела весьма неохотно принимаются к производству, редко рассматриваются по существу, экологические иски граждан годами задерживаются в судебных инстанциях. При назначении наказания суды часто не учитывают тяжесть экологических последствий.

Объективными причинами являются: загруженность судей, отсутствие квалификации, актуальность других неэкологических дел (о коррупции, организованной преступности, выборах, чести и достоинстве), недостаточное общественное внимание к вопросам экологии, экономический кризис в стране.

Ликвидация  указанных недостатков будет  означать продвижение правовой реформы  в экологии. Это может быть достигнуто следующим образом:

  • путем дачи судам со стороны вышестоящих судов новых руководящих разъяснений по вопросам экологии (достаточно много накопившихся);
  • организации специализации судей в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды;
  • привлечения общественного внимания к судебной практике, формирования общественного мнения вокруг этой категории дел и каждого дела в отдельности;
  • организации показательных выездных судебных процессов по экологическим делам;
  • усиления контактов и взаимодействия судебных и природоохранных органов в смысле обмена информацией, нормативными актами при сохранении независимости и самостоятельности властей.

Таким образом, в настоящее время принятие законодательства является первой, но не главной фазой правового обеспечения устойчивого развития; решающее значение имеет обеспечение применения и соблюдения законодательства, наложение взысканий за его нарушение; активизация усилий граждан по осуществлению своих экологических обязанностей и прав, требований к государству и обществу по соблюдению ими своих обязательств в области устойчивого развития; открытость информации о сделанном и проблемах. Осуществление указанных целей позволит заложить основы природоохранного правового механизма и даст возможность держать экологическую ситуацию в России под эффективным контролем общества и государства, а также реально подготовить государство для перехода на модель устойчивого развития.

Все вышесказанное  доказывает, что Россия нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Это возможно только при условии получения каждым гражданином необходимых знаний отечественного и зарубежного экологического законодательства и практики его применения.

Заключение

Социальная экология быстро политизируется. Это вызвано процессами глобализации, формированием невиданных ранее надгосударственных структур политической и экономической интеграции (Европейский союз), быстрым изменением геополитической карты мира.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость сочетания развития трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика является общей функцией государственного (в первую очередь, регионального) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием.

Проблема сохранения окружающей человека среды выдвинулась  в наше время в число наиболее серьезных глобальных проблем, ибо загрязнение ее приобрело такие масштабы, что поставило под угрозу само существование человечества. Не случайно практически нет ни одной конституции, принятой в последние два-три десятилетия, которая не затрагивала бы данную проблему. Конституционные положения возлагают на государство обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц – обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности. В предыдущей главе упоминалось право человека на здоровую окружающую среду; указанные здесь обязанности призваны гарантировать это право.

Информация о работе Социоэкологическая политика России