Социоэкологическая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:12, реферат

Описание работы

Экологические проблемы, их социальные аспекты оказываются в фокусе социальных и экономических интересов различных слоев и групп социально-дифференцированного общества, что неизбежно придает общественному мнению по вопросам экологии политическую окраску, приводит к его детерминированности политическими взглядами и симпатиями населения. По данным социологических исследований, уже сейчас происходит заметная политизация экологических и экологизация политических движений.

Содержание работы

Введение 3
1.Возникновение и развитие социальной экологии 4
2. Социоэкологическая политика в контексте современных социально-экономических условий Российской Федерации. 7
3.Основные направления социоэкологической политики в России 13
Заключение 18
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Реф социоэкологич политика (Автосохраненный).doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

К проблеме сохранения окружающей среды примыкает и  проблема рационального природопользования, ибо хищническое разграбление природных ресурсов, бездумное их расточительство наносят невосполнимый ущерб будущим поколениям людей, лишают их многих благ, уготованных человечеству природой. Поэтому рациональное природопользование также все чаще становится конституционным императивом.

Соответствующие обязанности возлагаются на государство  и общество также постсоциалистическими конституциями. Очень характерна в этом отношении Конституция Свободного государства Саксонии – одной из восточных земель ФРГ, принятая в 1992 году. Уже ее ст. 1 определяет Саксонию как демократическое, социальное, правовое государство, обязанное защищать естественные основы жизни и культуры. Согласно ч. 1 ст. 10 этой Конституции обязанность Саксонии и всех в ней находящихся заключается в защите окружающей среды как основы жизни, исходя, в частности, из ответственности перед будущими поколениями. Особой охране подлежат земля, воздух и вода, животные и растения, а также ландшафт в целом, включая выросшие в нем заселенные пространства. Государство обязано добиваться экономного расходования и возобновления сырьевых ресурсов и экономного использования энергии и воды. Часть 3 этой статьи предусматривает признание права наслаждаться природными красотами и отдыхать на природе, поскольку это не противоречит целям, указанным в ч. 1. В этих рамках всем должна обеспечиваться возможность доступа к горам, лесам, полям, озерам и рекам.

В некоторых  конституциях установлена обязанность государства охранять также памятники истории и культуры, которые порой рассматриваются как элемент окружающей среды. Так, ч. 1 ст. 24 Конституции Греции гласит: «Защита окружающей и культурной среды составляет обязанность государства» (предложение первое), а согласно ч. 6 этой статьи, «памятники, а также исторические места и их составные части находятся под защитой государства. Закон устанавливает ограничительные меры для собственности, необходимые для такой защиты, а также правила и порядок возмещения, предоставляемого владельцам такой собственности».

Охрана жизни и здоровья человека многими современными конституциями рассматривается как одна из важнейших социальных задач общества и государства. В качестве примера можно привести положения ст. 196 – 200 Конституции Бразилии, в которых предусматривается сочетание единой системы здравоохранения, финансируемой из бюджетов социального обеспечения Союза, штатов, федерального округа и муниципий, а также других фондов и частных учреждений, действующих под надзором единой системы. Частные учреждения могут дополнять единую систему, заключая с ней публично-правовые контракты или соглашения, на основе которых единая система может оказывать им целевую финансовую поддержку. Конституция устанавливает принципы для регулирования законом определенных общественных отношений, связанных с охраной здоровья. Например, законодатель обязан запретить любую форму коммерциализации при трансплантации органов, тканей, субстанций и использовании чужой крови и ее производных.

Большинство конституций  содержат по данному вопросу значительно более краткое регулирование. Так, согласно ч. 2 ст. 33 Конституции Румынии «государство обязано принимать меры для обеспечения гигиены и публичного здравоохранения», а согласно ч. 3 «организация медицинской помощи и система социального обеспечения в случае болезни, увечья, материнства и реабилитации, контроль за осуществлением медицинских профессий и парамедицинской деятельности, а также другие меры по охране физического и душевного здоровья лиц устанавливаются в соответствии с законом».

Интересны в данной связи положения ст. 21 китайской Конституции, характеризующие степень огосударствления общественной жизни: «Государство развивает здравоохранение, современную и китайскую традиционную медицину и фармакологию, поощряет и поддерживает создание различных учреждений здравоохранения сельскими коллективными хозяйственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями и квартальными организациями, проводит массовые санитарные мероприятия, охраняет здоровье народа.

Государство развивает физическую культуру и спорт, проводит массовые спортивные мероприятия, укрепляет здоровье народа».

 

Список литературы

  1. Карякина, Т.Н. Социальная экология / Т.Н.Карякина.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.-90 с.
  2. Кричевский С.В. Основы экологической политики/ С. В. Кричевский – Москва: Изд-во Проспект, 2009. – 188 с.
  3. Мышко Ф. Г. Развитие законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности / Ф. Г. Мышко – Санкт-Петербург: Изд-во Закон и право. – 2009. – № 1. – с.11-14.
  4. Сосунова И.А. Методология и методы современной социальной экологии/ И. А. Сосунова - Москва: Изд-во МНЭПУ, 2010. - 399 с.
  5. Тангиев Б.Б. Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды / Б. Б. Тангиев – Москва: Изд-во Гражданин и право. – 2009. - №4 – С.13-22.
  6. Левин А.С. Глобальные проблемы современного мира/ А. С. Левин Курс лекций - Силламяэ: МЭТК, 1999. - 123 с.

 


Информация о работе Социоэкологическая политика России