Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 06:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выделение основных социальных институтов Российского общества и сравнительный анализ их функций и особенностей.
Для этого ставятся следующие задачи:
Определение понятия социального института;
Выделение основных социальных институтов, их видов и структуры;
Проведение анализ функций и особенностей основных социальных институтов Российского общества;
Анализ взаимодействия основных социальных институтов и их автономии.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Основные социальные институты Российского общества. Сущность, типология, виды.
1.1 Социальный институт как система …………………………………...4
1.2 Структура, виды, функции Основные социальные институты…..…7
Глава 2. Сравнительный анализ социальных институтов России.
2.1.Анализ функций и особенностей основных социальных институтов Российского общества………………………………………………………...…11
2.2 Институциональная взаимосвязь и автономия……………………..15
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список использованных источников и литературы…………………………….22
5. Религиозные - институты, организующие связь человека с потусторонними силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.11
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности
членов общества в рамках
- создание возможностей
для удовлетворения
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института.
Соотношение институтов, их функций и ролей
Институты |
Функции |
Основные роли |
|
Семейно-брачные |
Рождение, забота и воспитание детей |
Отец, мать, ребенок |
|
Экономические |
Добывание пищи, одежды, жилья |
Собственник, работник, покупатель |
|
Политические |
Поддержание законов, правил, стандартов |
Законодатель, субъект права |
|
Религиозные |
Содействие соборным отношениям, углубление веры |
Священник, прихожанин |
|
Образование |
Социализация, людей |
Учитель, ученик |
|
Таким образом, при рассмотрении социального института, его признаков, функций, структуры основная опора была на комплексный подход. Именно комплексная, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет анализировать институциональные аспекты бытия социального образования.
2.1. Анализ функций и особенностей основных социальных институтов Российского общества.
Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.12
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.
Всякая интеграция в институте
состоит из трех основных элементов,
или необходимых требований: 1) консолидация
или совмещение усилий; 2) мобилизация,
когда каждый член группы вкладывает
свои ресурсы в достижение целей;
3) конформность личных целей индивидов
с целями других или целями группы.
Интегративные процессы, осуществляемые
с помощью институтов, необходимы
для скоординированной
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.13
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).14
Явные функции институтов
являются ожидаемыми и необходимыми.
Они формируются и
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.
Наиболее выпукло
Таким образом, очевидно, что
только с помощью изучения латентных
функций институтов мы можем определить
истинную картину социальной жизни.
Например, очень часто социологи
сталкиваются с непонятным на первый
взгляд явлением, когда институт продолжает
успешно существовать, даже если он
не только не выполняет своих функций,
но и препятствует их выполнению. У
такого института, очевидно, существуют
скрытые функции, с помощью которых
он удовлетворяет потребности
Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.
2.2 Институциональная взаимосвязь и автономия.
Не существует такого социального
института, который действовал бы в
вакууме, в изоляции от других социальных
институтов. Действие любого социального
института невозможно понять до тех
пор, пока все его взаимосвязи
и отношения не будут объяснены
с позиций общей культуры и
субкультур групп. Религия, правительство,
образование, производство и потребление,
торговля, семья - все эти институты
находятся во множественном взаимодействии.
Так, условия производства должны учитывать
образование новых семей с
целью удовлетворения их потребностей
в новых квартирах, предметах
быта, детских учреждениях и т.п.
В то же время система образования
во многом зависит от деятельности
правительственных институтов, поддерживающих
престиж и возможные
Анализ многочисленных взаимосвязей
институтов может объяснить, почему
институты редко бывают способны
полностью контролировать поведение
их членов, полностью совмещать их
действия и установки с
Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтами промышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.
Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование весьма значительно влияет на общество, попытки бороться за влияние на этот институт наблюдаются среди политических организаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты пытаются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в Бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а военные - вырастить людей, могущих успешно служить в армии.
То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, создавая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются приводить семейные церемонии в религиозных рамках.
Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институтам. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентацией на карьеру и ориентацией на семью, В этом случае мы имеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени "отключить" входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональные правила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находят выход для включения жен в армейскую жизнь, с тем чтобы муж и жена имели отношение к единым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.
Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других. После того как изменяются семейные обычаи, традиции и правила поведения, создается новая система социального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне приезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политической организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без изменения в других институтах или существовали бы отдельно от них.
Информация о работе Сравнительный анализ основных социальных институтов Российского общества