Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:45, контрольная работа
В науке конкурируют два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.
Введение
Глава 1. Типы политических режимов
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
Глава 2. Сравнительный анализ политических режимов
Заключение
Список использованной литературы
содержание
Введение
Глава 1. Типы политических режимов
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
Глава 2. Сравнительный анализ политических режимов
Заключение
Список использованной литературы
введение
Понятие "политический режим" - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства.
В науке конкурируют два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.
Сегодня нет четкого определения понятия "политического режима", однако можно выделить ряд основных толкований:
В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.
Именно политические режимы проводят и отражают определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Любой политический режим существует в некоем окружении - социальном, психологическом, географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самыми различными. Вполне очевидно, например, что становление режима чаще всего протекает в условиях мощного влияния социокультурных факторов.
При анализе политических
режимов рассматривают
Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.
Для определения политического режима необходимо сопоставление конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой, проводимой в государстве.
Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как "чистых" политических режимов в практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале 20 века, но до 60-х годов чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский выделил и тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран.
Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.
Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире.
Самой распространенной является классификация режимов на:
Таким образом, целью исследования курсовой работы является сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
Объектом исследования выступают формы политических режимов, их влияние на политическую и общественную жизнь государства.
Предметом исследования является основополагающие принципы функционирования политических режимов, их положительные и отрицательные стороны.
В соответствии с этим были определены задачи исследования, к которым относятся:
1. Исследовать политический режим как понятие, категорию и государственно-правовой (а также политический) институт; выявить его общие признаки и значение;
2. Провести анализ структуры политического режима;
3. Провести типологизацию
политических режимов по
4. Определить специфику
демократического типа
5. Выявить особенности
тоталитарного типа политическо
6. Исследовать специфику
авторитарного типа
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость, а также тем, что в политическом режиме проявляются функции государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.
Методологическая база исследования в работе представлена:
Теоретическое значение изучения проблемы "Формы политических режимов: сравнительный анализ" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
В работе были использованы следующее источники: Р. Арон "Демократия и тоталитаризм", в которой он называет основные признаки этих режимов, даёт их сравнительный анализ; Ф. Бенетон "Введение в политическую науку";Р. Даль "О демократии",где рассматриваются ключевые положения демократической теории, подвергаются критическому анализу их внутренние противоречия.; различные электронные ресурсы и др.
Глава 1 Типы политических режимов
политический власть тоталитарный авторитарный демократический
1.1 Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим - общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида [10].
В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. totalis - весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е годы одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Некоторые исследователи (Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождали иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.
К.Фридрих и З.Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" выделили основные признаки тоталитарного режима:
Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом – "запрещено все, кроме того, что приказано властью".
Р. Арон в своей работе "Демократия и тоталитаризм" высказал идею о том, что при определении тоталитаризма важно учитывать не только "исключительное положение партии, или огосударствливание хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Но само явление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены" [2, с. 87].
Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине 20 века этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня.
Вторая разновидность
Третья форма тоталитаризма - национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом - оба развивались на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение "товарищ" было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая, агрессивность национал-социализма направлена не против собственных граждан (как при сталинизме), а против других народов.
Таким образом, политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство. Они эффективны в период войн. Однако такие системы слабо приспособлены к развитию общества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеет исторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутренних ресурсов тоталитарное государство истощает себя.
Информация о работе Сравнительный анализ политических режимов