Сравнительный анализ политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В науке конкурируют два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Типы политических режимов
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
Глава 2. Сравнительный анализ политических режимов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Авторитарный политический режим

 

Авторитарный политический режим – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения [1].

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в  самые раз-ные эпохи и в различных  странах (например, античные греческие и восто-чные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные аб-солютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые разработана теорети-ками начала 19 века как ответ на Французскую революцию и социалистичес-кие движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или концентрации власти в руках лидеров или отдельных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного лидера.

Особое значение при  определении авторитаризма имеет  характер отношений государства  и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. Для  сохранения своей власти авторитаризм использует следующие приёмы и методы: создание соответствующей политико-правовой базы, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный или контролируемый плюрализм.

Авторитаризму присущи  следующие черты.

1. Носителем власти  выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти;

2. Ограничение выборности  государственных органов, ослабление  прерогатив парламента и одновременно  наделение широкими полномочиями  исполнительно-распорядительных органов.  Фактический отказ от концепции  разделения властей;

3. Опора на силу. Авторитарный  режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого;

4. Ограничение или  полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует;

5. Отказ от тотального  контроля над обществом. Власть  занимается в первую очередь  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка,  обороны и внешней политики. Основным  лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую  политической оппозиции, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий своих прав. Государство при авторитаризме главным образом опирается на харизматических лидеров, допускает ограниченный плюрализм мнений.

Для того, чтобы сохранить  неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит смену  элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым  введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы, как правило, не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ можно назвать авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитарные политические режимы - самые распространенные в  истории человечества. Это древневосточные  деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, западноевропейские империи 19 века, военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы в социалистических странах в 20 века. В период после второй мировой войны авторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию.

Ф. Бенетон выделяет три  формы авторитарного политического  режима: деспотизм, диктатура и революционная тирания:

  • деспотизм, соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государство функционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;
  • диктатура – режим, направленный на реализацию проектов, касающихся интересов общества в целом. В чистом виде диктатура является переходной формой;
  • революционная тирания – крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с целью построения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласия своих подданных [3, с. 188].

Авторитарный политический режим в современном мире существуют по следующим причинам: господство подданнического типа политической культуры; большая степень конфликтности в обществах; экономическая отсталость; отсутствие развитого гражданского общества и т.д.

Таким образом, любой  авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов прийти к власти. В то же время социально авторитаризм имеет хорошие шансы для выживания. В распаде социально-экономических связей и кроется главная причина возникновения авторитарных режимов.

 

1.3 Демократический политический режим

 

Слово "демократия" (от греч. Demos и kratos - народовластие) одно из самых популярных в современном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел в демократии особую форму государственной власти, разновидность организации государства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всем гражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократии дал А. Линкольн: "Демократия - правление народа, избранное народом, для народа" [6].

Демократический политический режим - это форма организации  общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его  членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства [7].

В современном мире демократические  режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми  традициями либерализма и плюрализма. Демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.

В настоящее время все чаще используют термин "либеральная демократия", который характеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далю существует целый ряд признаков либеральной демократии:

  • эффективное политическое участие граждан;
  • их равенство по отношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);
  • возможность получать достоверную политическую информацию и, следовательно, делать выбор самостоятельно и со знанием дела ("просвещенное понимание");
  • механизм контроля граждан над политической повесткой дня;
  • включенность в жизнь общества [5, с.42].

Основными признаками демократического политического режима является:

  • признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти;
  • наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;
  • определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;
  • соблюдение принципа разделения властей;
  • свободная деятельность политических и общественных организаций;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;
  • обязательная выборность органов власти;
  • разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;
  • экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).

Практическая реализация демократии зависит от множества  обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных обществах можно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем. Решение данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.

Демократический государственно-политический режим характеризуется приверженностью  не только демократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному использованию соответствующих способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной власти.

Политологи выделяют следующие модели демократии:

  1. классическая либеральная (представительная) либеральная представляет собой механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола властей и незаконных действий других людей. теоретики данной модели полагали также, что прямая демократия может привести к тирании большинства, при которой права остальных могут нарушаться от имени народа. Слабости либеральной демократии: социально-классовая ограниченность; ограниченность сферы демократии и политического участия граждан; уменьшение роли государства в управлении обществом; игнорирование принадлежности человека к различным социальным группам и т.д.;
  2. плюралистическая модель исходит из принципа, что творцом политики являются социальные группы, отношения между которыми формируют интересы, ценности и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по мнению сторонников этой модели, состоит в предоставлении всем гражданам права открыто выражать своё мнение, в достижении баланса интересов разных социальных групп, в предотвращении возможных конфликтов. Недостатки этой модели: преувеличение участия граждан в политическом процессе; недостаточный учёт или игнорирование неравенства политического влияния различных общественных организаций и т.д.;
  3. коллективистская модель отрицает автономию личности и признаёт приоритет народа в осуществлении власти. В.И. Ленин полагал, что демократия – это признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим [6];
  4. индивидуалистическая модель: главная идея – автономия личности, её первичность по отношению к государству. При такой модели создаются институциональные и правовые гарантии для индивидуальной свободы человека, предоставляются возможности для выбора образа жизни;
  5. партиципаторная модель подразумевает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях. Главными механизмами партиципаторной демократии являются референдумы, инициативы, отзывы. Критики этой модели демократии утверждают, что широкая политизация общества ведёт к тоталитаризму или популистскому авторитаризму; кроме того, при такой форме правления наблюдается низкая эффективность принимаемых решений вследствие некомпетентности субъектов политики и т.д.

Современную "демократизацию" считают одной из "волн" в процессе утверждения демократических ценностей. Концепция волн демократизации была разработана в 1991 году С. Хантингтоном. В своей работе он предложил 3 волны:

  • первая, 1826-1920 года (образование 29 демократий);
  • вторая, 1945-1962 года (число демократий в мире увеличилось до 32);
  • третья, которую инициировал крах коммунизма[13, с. 79].

Однако, не смотря на все  достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о её недостатках. Платон, например, говорил, что демократия - самая коррумпированная форма правления после тирании. Гёте писал: "Ничего так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет" [4, с. 125].

Очевидно, что демократии в чистом виде не бывает, однако она остаётся самой лучшей известной формой правления.

 

 

Глава 2 сравнительный  анализ политических режимов

 

Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:

  1. организация структуры правления:

В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.

При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.

В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед  выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;

Информация о работе Сравнительный анализ политических режимов