Средства массовой информации и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

В современной политологии средства массовой информации характеризуют такими пышными титулами, как великий арбитр, четвертая ветвь власти. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что, по мнению некоторых политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________ 3
1. Место и роль средств массовой информации в политике ______________ 4
2. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение _______________ 8
3. Понятие теледемократии _______________________________________ 10
4. Взаимоотношения СМИ и властных структур ______________________ 12
5. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга ____________ 14
6. СМИ и опросы общественного мнения ____________________________ 16
7. Театрализация политического процесса ___________________________ 18
Заключение _____________________________________________________ 20
Источники информации ___________________________________________ 21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение ________________________________________________________ 3

1. Место и роль средств  массовой информации в политике ______________ 4

2. Тенденции воздействия  СМИ на общественное мнение _______________ 8

3. Понятие теледемократии _______________________________________ 10

4. Взаимоотношения СМИ  и властных структур ______________________ 12

5. СМИ в качестве инструмента  политического маркетинга ____________ 14

6. СМИ и опросы общественного  мнения ____________________________ 16

7. Театрализация политического  процесса ___________________________ 18

Заключение _____________________________________________________ 20

Источники информации ___________________________________________ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Средства массовой информации (СМИ) — один из важнейших институтов современного общества, оказывающий  влияние почти на все сферы  его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию  и т.д.

Массовая культура в различных  ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного  сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через  СМИ. Эти обстоятельства приобретают  особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения  СМИ в политическую сферу.

В настоящее время СМИ  превращаются в один из важнейших  инструментов реализации политического  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место и роль  средств массовой информации  в политике

В современной политологии средства массовой информации характеризуют такими пышными титулами, как великий арбитр, четвертая ветвь власти. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что, по мнению некоторых политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

Разумеется, во всех этих рассуждениях присутствует элемент преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.

Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Каждая система массовой коммуникации имеет свои специфические особенности. Но все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи — церковь, школу, семью, политические партии и организации.

В течение длительного  периода для широкой публики  главным источником информации служила пресса — газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на происходящие в нем события.

Радио и телевидение значительно  расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX века радикальным образом и навсегда изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия. К началу и в период второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран.

По своей значимости радио  постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению. Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и

распространения.

В 70-х — 80-х годах телевидение, которое приобретало все больший  вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами на высшие выборные должности как инструмент предвыборной борьбы получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в том числе и у нас в России.

Телевидение в наши дни обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они  представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

Выделяют  четыре основные функции СМИ:

  1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
  2. "Редактирование" (отбор и комментирование информации);
  3. Формирование общественного мнения;
  4. Распространение культуры.

Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию — политизация общества и политическое просвещение широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций "сторожевой собаки общественных интересов", на то, чтобы быть "глазами и ушами общества", предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти и т.д.

Для оправдания такого имиджа, или такой претензии, СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так и с политической точки зрения.

В большинстве стран СМИ  представляют собой частно-предпринимательский  институт, отрасль экономики, в которой  заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и "продаже" информации. В этом качестве функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах, затрагивая интересы различных слоев и групп.

По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций — рекламодателей. Естественно, реклама, являясь одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием к их моральной и политической независимости. Однако, дело нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редактору той или иной газеты или журнала свою волю.   Крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизнеса со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны.

Коммерческое начало, являющееся основой большинства органов  и организаций СМИ, предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике.

В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ могут пролить  свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Другими словами, общественное мнение, в той или иной форме сформированное через СМИ, играет немаловажную роль в ограничении власти и конкретных действий правящих кругов, в разоблачении отдельных

наиболее вопиющих нарушений  законности с их стороны. Следует  отметить и то, что многие журналы и газеты, а также радиовещательные и радиотелевизионные станции держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов. Разоблачительная, или "исследовательская" журналистика стала девизом многих изданий.

Необходимо отметить, что, СМИ способны мобилизовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или

отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях  изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и после завершения пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя.

Эта особенность функционирования СМИ особенно отчетливо проявляется во время избирательных кампаний.

 

 

2. Тенденции воздействия  СМИ на общественное мнение

Как показывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка,

привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, более легко вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира. Они склонны с большей готовностью примириться с этими негативными явлениями, рассматривать их не как отклонение от нормы общественной системы, а как ее неотъемлемую, интегральную часть.

Разные категории населения  реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, коммунам, религиозным сектам и т.д.

СМИ являются частью современной  действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.

Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние  на формирование общественного мнения, но не штампует его. Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами.

Телевидение или газета —  лишь один из многих элементов, связывающих  отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.

Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания.

При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности. Взятые сами по себе СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются.

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие теледемократии

Главной особенностью развернувшейся в настоящее время информационной, или телекоммуникационной, революции стала замена односторонней связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, обеспечивающей новые возможности для участия в информационном мене. Важность этого явления для политических процессов стала особенно очевидна с внедрением кабельного телевидения " двусторонней связи", который завоевывает все более прочные позиции.

Кабельные телеприемники  оснащены коммутационными панелями и микропроцессорами и подключаются к центральному компьютеру кабельной компании. С помощью технологии двусторонней связи потребитель сможет читать газету, получать почту делать покупки, читать видео-книги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Система может быть также использована для предупреждения о пожаре или попытке взлома. Более того, благодаря системе двусторонней связи зрители имеют возможность выражать свое мнение по принципу "да-нет", "больше-меньше", нажимая соответствующие клавиши на панелях телеприемников.

Информация о работе Средства массовой информации и политика