Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:16, реферат
Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. В ранних религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми своей прямой зависимости от природных и общественных сил.
В становлении и развитии юридической традиции безусловно велика роль древнеримских юристов. Благодаря творческим усилиям этих юристов в Древнем Риме были создана новая наука – юриспруденция, в центре внимания которой находился широкий круг проблем теоретического и практического характера: взаимодействие нормального и отклоняющегося поведения; соотношение публичного и частного права, в том числе права народов и цивильного права; систематизация и кодификация права; создание и применение норм права; правила и приемы толкования юридических норм. Все эти и многие другие вопросы вошли в понятие римского права, которое справедливо рассматривается в качестве классического и до сих пор непревзойденного.
В развитии классической римской юриспруденции отчетливо выделяются три периода: ранний, высокий и поздний. Раннему периоду (конец I в. до н.э. – конец I в. н.э.) еще свойственны определенные черты, присущие римской юриспруденции предшествующего этапа. Юриспруденцией в этот период занимаются известные юристы, являющиеся, выходцами из сенаторского сословия и не состоящие на государственной службе. Для высокого периода (II в. н.э.) наиболее существенным является то, что римская юриспруденция получает свою завершенную систематизированную разработку. Юристы этого времени очень тесно связаны с практикой и нередко занимают высокие государственные посты. В поздний период (193 – 235 гг. н.э.) все крупные юристы находятся на государственной службе и обладают правом давать ответы от имени императора. Важной стороной их деятельности является упорядочение правового материала и его комментирование, которое в ряде случаев имело силу закона.
Свое наиболее полное воплощение юридическая традиция нашла в работах политических мыслителей эпохи становления и развития буржуазного общества, что и дало основание Энгельсу назвать юридическое мировоззрение классическим мировоззрением буржуазии. Мировоззрение средних веков, писал он, было по преимуществу теологическим. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. С упрочением же буржуазных отношений «место догмы, божественного права заняло право человека, место церкви заняло государство. Экономические и общественные отношения, которые ранее, будучи санкционированы церковью, считались созданием церкви и догмы, представлялись теперь основанными на праве и созданными государством». Суть юридического мировоззрения состоит в том, что его представители смотрели на государство и право человеческими глазами. Они выводили их содержание из разума и опыта, а не из теологии. Они стремились обосновать господство буржуазии прежде всего ссылками на законность и правопорядок. Появление идей о законности и правопорядке как первоосновы буржуазного общества было обусловлено тем, что правовые формы простого товарного производства, отраженные еще римским правом, оказались необходимыми и для капиталистическою товарного хозяйства. Эти правовые формы, пережившие смену общественно-экономических формаций и политических систем, были признаны наиболее надежными и совершенными в условиях капиталистического общества. Немалую роль в распространении юридического мировоззрения сыграл также тот факт, что в период промышленного капитализма существенно возросла роль права во всех областях общественной жизни, в особенности экономической и политической.
В своем развитии юридическое мировоззрение прошло три основных этапа: этап естественно-правовых теорий (XVII–XVIII вв.), этап либерализма (XVIII–XIX вв.) и этап позитивизма (XIX в.).
Отличительной особенностью естественно-правовых теорий явилось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии. Эти требования преподносились в качестве непреложных выводов из так называемых вечных принципов естественного права. Они служили, мощным орудием критики феодального строя. Согласно, такого рода требованиям старые политические порядки и учреждения объявлялись неразумными и не отвечающими естественному праву, а потому и подлежащими отмене и замене новыми политическими порядками и учреждениями. В свою очередь новые политические порядки и учреждения изображались как естественные, соответствующие природе человека, находящие свое оправдание в коренных свойствах человеческого бытия.
Юридическое мировоззрение сыграло несомненно положительную роль в истории политической мысли. Оно способствовало повышению интереса к таким общественным явлениям, как государство и право. Это мировоззрение развивало и углубляло представления о конституционно-правовых основах деятельности государства. Юридическое мировоззрение утверждало веру людей в то, что их личные права и свободы не только представляют безусловную политическую и правовую ценность, но и могут быть гарантированы законом. Следствием юридического мировоззрения было принятие таких важных исторических актов, как Декларация независимости США (1776 г.) и Декларация прав человека и гражданина во Франции (1789 г.). Следствием юридического мировоззрения явилось также формирование и развитие государственно-правовой науки, пустившей глубокие корни во многих странах, в особенности в Германии и Франции.
Вместе с тем юридическое мировоззрение имело и определенные негативные последствия. Прежде всего, оно абсолютизировали роль государства и права в системе общественных отношений, подменяя реальную обусловленность государственно-правовых явлений экономическим строем общества обратной связью, в которой государство и право выступали в качестве творцов данного строя.
Юридическое мировоззрение насаждало догматизм и формализм в исследовании государственно-правовых явлений, который вырос и окреп благодаря усилиям главным образом политиков по профессии, теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом. Оно оказалось, в конечном счете неспособным дать научное объяснение политических процессов в широком смысле этого слова, охватывающих деятельность не только государственно-правовых, но и других политических институтов, движений, групп и объединений общества.
3. Возникновение и развитие
Особенность
политико-социологической традиции состоит
в том, что ее представители не сводят
исследование политики к какому-либо одному
компоненту, а на основании логического
и исторического анализа взаимосвязей
между этими компонентами пытаются выявить
наиболее важные черты, тенденции и закономерности,
свойственные функционированию и развитию
политики в целом. При этом сама политика
рассматривается ими не изолированно,
а в широком и многоплановом контексте
– как часть более сложной, динамичной
и самовоспроизводящейся системы, каковой
является человеческое общество.
Среди первых мыслителей, внесших существенный
вклад в формирование политико-социологической
традиции, особо следует выделить Демокрита,
Аристотеля и Платона.
Согласно ДЕМОКРИТУ (460 – 370 гг. до н.э.), возникновение и становление человека, человеческого рода, общества и политической жизни является составной частью естественного процесса всеобщего развития, которое, в свою очередь, представляет собой ни что иное, как движение атомов в пустоте. Этот процесс осуществляется без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность. Ведущую роль в нем играет сам человек. Поэтому каждый обязан вносить свою лепту в это общее дело, с тем, чтобы таким образом обеспечивать достижение всеобщего благополучия, для чего существуют три пути. Первый – это воспитание, обучение и образование. Второй путь – это единомыслие, которое для Демокрита является синонимом моральной и социально-политической солидарности. Третий путь – умелое управление, которое характеризуется Демокритом как наивысшее искусство.
Главным в творчестве ПЛАТОНА (427 – 347 гг. до н.э.) является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир идей – это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений – это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей. С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности. Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного рода разделение труда в государстве соответствует трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. И, в-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: олигархию, демократию и тиранию.
Громадный
вклад в формирование политико-социологической
традиции внес АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до
н.э.), который по праву считает зачинателем
политической науки как самостоятельной
области знания. Суть его идей состоит
в том, что политическая жизнь индивидов
концентрируется в полисе, который является
особенностью и продуктом эллинской культуры.
Именно в полисе как городе-государстве,
олицетворяющем подлинную политическую
жизнь, происходит формирование человека
как существа политического.
Государство является результатом естественного
развития, а не божественного предначертания.
Его главная цель – достижение блага всех
граждан. Исторически государство представляет
собой более позднее образование, чем
индивид, семья и т.д., ибо возникает из
разросшейся семьи. Форма государства
определяется с одной стороны тем, во имя
чего осуществляется само правление.
Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным – тиранию, олигархию и демократию. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.
Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в работах многих политических мыслителей, и прежде всего в трудах представителей эпохи Возрождения. Политическое учение Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469–1527) среди многих проблем, разработанных Макиавелли, особого внимания заслуживают следующие. Во-первых, обоснование политической науки как относительно самостоятельной области общественного знания. Оно подкреплялось собственным политическим опытом его 14-летней работы в качестве секретаря правительства республики. В своем обосновании политической науки Макиавелли четко обозначил два пути, по которым может вестись анализ политических учреждений, – путь сравнительного изучения, который Макиавелли успешно применял сам, наблюдая и сравнивая учреждения Франции и Германии с итальянскими и флорентийскими; второй путь – историко-догматический: соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской власти, военной организации и государственного строя, вопросы зарождения, эволюции и смены различных форм государственного устройства и управления. Во-вторых, истолкование государства как образования не тождественного всему обществу. Именно Макиавелли стал понимать государство как одно, хотя и важное, состояние общества, как его определенную политическую организацию. Вслед за античными политическими мыслителями, Макиавелли выделяет шесть форм государства, три из которых «дурны во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а три другие «сами по себе хороши», но при определенных обстоятельствах тоже могут стать «дурными» (монархия, аристократия и демократия). В-третьих, взгляд на человека как на индивида, наделенного разумом и обладающего свободой воли, что делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы. В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политики и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте, решающую роль в которых играет сила.
Важную роль в утверждении политико-социологической традиции сыграли немецкие философы 18–19 вв., в особенности Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770–1831), заслуга которого состоит прежде всего в том, что он разработал и применил к анализу общественных, в том числе политических явлений диалектический метод. Весьма большое значение имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Гегель был первым, кто не только четко разграничил эти понятия, но и глубоко проанализировал их с точки зрения содержания и диалектической взаимосвязи. Гражданское общество – это сфера действия частного интереса. Государство – более высокая ступень развития, нежели гражданское общество. Оно представляет собой сферу всеобщих интересов. Объединяя индивидов в сословия, государство поднимается над обществом, примиряет все его противоречия.
И наконец, особый и весьма существенный вклад в развитие политико-социологической традиции внесли такие представители классической социологической мысли как Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм.
В числе основных идей книги А. де Токвиля (1805–1859) «Демократия в Америке» особенного внимания заслуживают следующие. Во-первых, во всем мире наблюдается неодолимый процесс упадка аристократии и утверждения демократии. Это своего рода объективный закон политической жизни. Во-вторых, хотя демократия имеет меньший по сравнению с аристократией опыт исторического развития, а средства, используемые ею, далеко не совершенны и зачастую работают против самой же демократии, тем не менее, преимущества ее весьма очевидны. Несмотря на свои недостатки, правление с помощью демократии способно содействовать гораздо большему процветанию общества, чем с помощью аристократии. В-третьих, свое наиболее полное воплощение демократия находит в политической жизни США, в американской конституции, структуре государственных органов, политических нравах американского народа. И наконец, в-четвертых, говоря о преимуществах американской демократии, Токвиль не обходил вниманием и ее недостатки: а) ведение общественных дел часто по своим способностям и нравственности стоят ниже тех людей, которых могла бы привести к власти аристократия; б) Господство общественного мнения, обладающего огромной принудительной силой; в) демократии угрожает индивидуализм, который приводит к отказу участия граждан в общественной и политической жизни.
Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838–1909) догматизму и метафизике противопоставлял свой социологический подход к государству и политике в целом. Социология, по его мнению, имеет то значение для практической политики, что устанавливает закономерное, а потому неизбежное направление социального развития. В этом смысле социология – это философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними.
Информация о работе Становление и развитие политичекой мысли