Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:16, реферат
Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. В ранних религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми своей прямой зависимости от природных и общественных сил.
1. Религиозная традиция в развитии политической мысли
Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. В ранних религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми своей прямой зависимости от природных и общественных сил. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и свое первоначальное выражение традиция в истории политических учений получила в форме мифа. Предпосылками мифологии служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды, а также нерасчлененность его мышления, которое еще не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этого было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса.
В числе
прочих особенностей мифологического
истолкования политических явлений, характерного
для многих народов древности, в том числе
для египтян, китайцев, индусов, вавилонян,
евреев, персов, греков и римлян, в нашей
литературе отмечалось следующее. Прежде
всего, господствующим является представление
о божественном происхождении земных
порядков и установлений. Божественное
начало присутствует в космосе, благодаря
чему его система более упорядочена, чем
земная. Оно же санкционирует соответствующие
земные порядки и установления, являясь
основой их происхождения, сохранения
и развития. Другими словами, божественное
начало выступает и первоисточником, и
ведущим принципом, и основной моделью
земного общественного и политического
устройства, и одновременно господствующей
тотальной идеологией, не имеющей конкуренции
в лице иных представителей, взглядов,
точек зрения и т.п.
Будучи порождением божественного начала,
земные порядки и установления тем не
менее различаются между собой в зависимости
от способа связи этого начала с земными
отношениями. В Древнем Китае основным
и единственным звеном, связывающим земные
порядки и отношения с высшими, небесными
силами, является фигура императора, в
руках которого сконцентрирована вся
власть. Что касается остальных должностных
лиц, равно как и государственного аппарата
в целом, то они выступают лишь в качестве
проводников власти императора, в качестве
его помощников. Китайский император –
не только сын неба, но и отец своего народа.
Его власть над народом равносильна власти
родителей над детьми.
Несколько иначе обстояло дело в Древнем
Египте, где боги, являясь источником власти
правителя, наряду с ним продолжали оставаться
ее вершителями на Земле. В целом система
власти в Египте напоминала пирамиду,
вершину которой составляли боги и их
избранник фараон, а основание – простой
народ. Между ними располагались жрецы
и знать. Поведение в обществе и государстве
определялось кастовой принадлежностью
человека. Аналогичным образом строилась
система власти в Древней Индии, которая
основывалась на обожествлении мирового
порядка и убеждении в божественном происхождении
общества и государства. Согласно древнеиндийскому
религиозному тексту «Ригведа», конец
II тысячелетия до н.э., мировой порядок
зиждется на идее господства божественного
закона и сословно-кастового строя между
людьми. Этот порядок осуществляют две
власти: духовная и светская, которые сосуществуют
между собой, хотя и выполняют разные задачи.
Поскольку земной порядок, согласно мифическим представлениям, составляет часть мирового, космического порядка, постольку его соблюдение является священным. Всякого рода как вызов богам. Они наносят ущерб небесной и земной гармонии, чреваты разными мировыми катастрофами. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний. Свидетельством тому являются Законы Хаммурапи, представляющие собой обширный законодательный памятник эпохи старовавилонского царства (1782–1750 гг. до н.э.).
Во введении
к Законам Хаммурапи говорится, что они
издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости
в стране».
Классический вариант религиозной традиции
в истории политической мысли представлен
в учениях средневековья, переходной формой
к которым была политическая теория Аврелия
Августина (Блаженного Августина) (353 –
430).
Именно в этой теории были сформулированы важнейшие догматы христианской церкви, положенные в основу господствующего мировоззрения новой общественно-экономической формации: примат церкви над государством, религиозных норм над правовыми, божественного духа над материальными страстями. По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников; там, где нет поклонения богу, нет и права, нет общей пользы. В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские каноны, все политические и государственные порядки предстают как следствие греховности человека. Причем сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечески, а не по-божески.
От бога-творца также исходит способность человека жить по-божески, которая ниспосылается лишь избранным. Исходя из такого понимания человеческого рода, Августин разделяет земную жизнь на «два града»: «один – представляющий самую действительность для предызображения небесного града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; поэтому те называются сосудами гнева божия, а эти – сосудами милосердия».
Не трудно заметить, что августиновское различение в рамках человеческого общежития двух типов общения в специфически христианизированной форме отражает влияние на него предшествующих концепций, в том числе учет. Платона о двух мирах, рассуждение стоиков о двух полисах, высказываний Заратустры о двух противоположных началах, добре и зле, в обществе и природе и т.д.
Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья, по единодушному признанию отечественных и зарубежных исследователей, стало учение Фомы Аквинского (1225–1274), который при жизни был удостоен римско-католической церковью титула «ангельского доктора», а после смерти причислен ею к лику святых (1323).
В 1879 г. религиозно-политическое учение Фомы Аквинского объявляется папой Львом XIII «единственно истинной философией католицизма». Излагая божественную теорию истолкования власти, Фома Аквинский различает в этой власти три элемента: сущность, форму и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное. Поэтому она всегда несет людям доброе, хорошее, благое. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми, противными идее бога. Отсюда повиноваться властям, учил Фома Аквинский, следует в той степени, в какой она проистекает от бога. Другими словами, насколько действия властей отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление.
Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Главенствующая роль в этой теории отведена вечному закону, который олицетворяет собой универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему и существует сам по себе. К числу таких законов Фома Аквинский относит прежде всего естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящего существа. Поскольку первоосновой практического разума служит добро, постольку к естественному закону относится все то, что касается добра, самосохранения и продолжения человеческого рода.
Характеристика религиозной традиции в истории политической мысли была бы неполной без анализа Реформации – религиозного и политического движения, охватившего в начале XVI в. почти всю Европу и направленного против католической церкви. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов Мартин Лютер (1483–1546), положивший начало лютеранскому вероисповеданию.
В политическом плане основные идеи М. Лютера сводятся к тому, что человек живет как бы в двух мирах – духовном и земном. В духовном мире, который охватывает только верующих в Христа, господствует бог, в земном, к которому принадлежат все люди, господствует власть. Духовный мир олицетворяет свободу души, область веры, внутренний мир человека, земной – его внешнее поведение, вещи, имущество и другие блага. Благополучие духовного мира зависит от мира земного, который в свою очередь зиждется на естественном, а не божественном праве.
Отсюда задача власти, господствующей в земном мире, состоит в том, чтобы руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом: не допускать совершения грехов, всячески препятствовать, в том числе с помощью насильственных мер, осуществлению злых намерений людей и т.д.
В противоположность римско-католической церкви М. Лютер стремился доказать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе. Его знаменитые тезисы содержали основы нового понимания христианства. Они были восприняты многими социальными слоями и группами как призыв освободиться от политического и идеологического гнета церкви, придать мирским учреждениям и светскому государству силу религиозного авторитета. С другой стороны, система взглядов М. Лютера, реформаторская в своей религиозной основе, не была таковой в своей политико-правовой основе. М. Лютер был противником народного понимания Реформации как борьбы за социальную справедливость и евангельское равенство.
Получив свое классическое выражение в средние века, религиозная традиция не утратила значения и в последующие эпохи. Она лишь видоизменяла формы своего проявления, приспосабливая религиозные идеи и доктрины к новым условиям. Ее влияние на политическую жизнь народов разных стран, в том числе на политическую жизнь современности, состояло в следующем. Во-первых, религиозная традиция поддерживала и укрепляла веру людей в возможность установления справедливого общества на земле. И хотя эта вера носила абстрактный характер и основывалась на реализации лишь в будущем божественных предначертаний, тем не менее она выступала активной движущей силой в процессе осмысления и изменения мира.
Помимо основной цели – американизации христианства – они развивали у американцев чувство их «национальной уникальности» и «право быть свободным и независимым народом».
Во-вторых, религиозная традиция накладывала своеобразный отпечаток на политическое сознание людей. Она по-своему влияла на формирование их политической культуры. Сказанное особенно характерно для тех стран, где доминирующим принципом общественной жизни был не только политический, но и религиозный плюрализм.
И, в-третьих,
религиозная традиция зачастую определяла
характер и идеологическую направленность
того или иного государства. В качестве
примера можно сослаться на социальную
доктрину ислама, которая выступала и
выступает как теоретическая основа национально-политического
развития многих стран, в особенности
ближневосточных. В эволюции этой доктрины
в течение последних трех столетий выделяются
три основных этапа. Первый (XVIII – 1-ая пол.
XIX в.) протекает в условиях доколониального
и раннеколониального общества, кризиса
традиционных восточнофеодальных структур
и начавшегося воздействия европейского
капитализма на мусульманский мир. Наиболее
важной чертой данного этапа является
возрождение традиционных основ ислама:
очищение его от многовековых интерпретаций,
право на иджтиха, приоритет морально-социальной
проблематики над эсхатологически-
Эта модель предполагает внедрение основных принципов ислама в экономику, социальную сферу, государственную структуру и право, т.е. по существу «исламизацию» всей страны. Она включает в себя также идею создания всемирного исламского государства, основанного на полной унификации социально-экономической и политической жизни входящих в него образований, на безусловном и точном соблюдении законов шариата, на строгом соответствии Корану конституций и других нормативных актов каждой страны. Политическая модель идеологов возрождения ислама нашла свое отражение и закрепление на международном уровне – в документах, принятых международной Лигой исламского мира.
2. Основные идеи юридической традиции политической мысли
Зарождение юридической традиции происходит еще в политических учениях древнего мира. Свидетельством тому является рационализм, который нашел свое выражение в политических учениях Конфуция, Мо-Цзы, Лао-Цзы и легистов в Китае, Будды – в Индии, Заратустры – в Персии, проповедях еврейских пророков Иеремии, Исаии и других – в Палестине, выступлениях эпиков, драматургов, мудрецов, софистов и философов – в Греции, юристов – в Риме.
Рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона. Для разнообразных рационалистических доктрин эпохи древности наиболее характерным является следующее истолкование права и закона. Во-первых, право и закон – это не тождественные понятия. Если право трактуется как нечто естественное, как безусловная природа вещей и отношений, как своего рода объективный разум, то законы понимаются как нечто искусственное, как условный продукт человеческого творчества, произвола или усмотрения. Во-вторых, право представляет собой не совокупность юридических норм, а метаюридический комплекс идей, отношений и явлений, существующих объективно. В-третьих, в систем; субординационных отношений «право – закон» приоритет принадлежит праву, которое в силу своей безусловности должно определять государственно-политические и юридические феномены вообще, закон в особенности. И, в-четвертых, право и закон имеют своей главной целью утверждение надежного социального порядка в обществе и достижение блага людей. Своими многими приобретениями юридическая традиция в древнеримской политической мысли обязана прежде всего Цицерону (106 – 43 гг. до н.э.). Особый интерес представляют, в частности, его идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической и демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Указанные идеи находятся в центре внимания многочисленных современных интерпретаторов. Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц.
Информация о работе Становление и развитие политичекой мысли