Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:16, реферат
Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически предшествовала всем другим. Сказанное объясняется тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. В ранних религиозных верованиях запечатлено фантастическое осознание людьми своей прямой зависимости от природных и общественных сил.
Макс ВЕБЕР (1864–1920) широко известен, прежде всего, как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия – это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм – концентрированное выражение рациональности. Бюрократическая система государственной организации по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе. Нормальное функционирование государственной организации связано с разработкой последовательной системы общих правил и установлений, призванных обеспечить единообразие в государственной деятельности, а точнее, определить ответственность каждого члена организации. Строгое соблюдение этих правил и установлений позволяет устранить возможные индивидуальные отклонения в процессе осуществления государственных функций и способствует успешной координации деятельности различных звеньев государственного механизма в целом. Особую роль Вебер отводил формальной безличности в процессе государственного управления.
Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфредо ПАРЕТО (1848–1923). В основе методологии исследования политической жизни общества лежит системный подход, отрицающий однолинейный характер причинно-следственных отношений в пользу совокупности переменных, находящихся в состоянии функционального взаимодействия. Модель равновесия, в которой все части жестко взаимосвязаны между собой и механически влияют друг на друга, – это и есть реальный образ политической системы, существующей в обществе. Во-вторых, обращаясь к работам Парето, современные политологи широко используют его теорию элиты. Политическая жизнь в обществе осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции: ранее господствовавшая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Причем новая элита рекрутируется из наиболее одаренных представителей низших слоев общества, которые поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. И, наконец, в-третьих, весьма популярной является паретовская концепция идеологии.
Говоря о влиянии социологической мысли на политико-социологическую традицию, нельзя не упомянуть имя Эмиля ДЮРКГЕЙМА (1858–1917), одного из авторов теории «социальной солидарности», которая широко используется для объяснения различных процессов политической и общественной жизни. Социальная солидарность формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, ставя себя в зависимость от других индивидов и тем самым способствуя формированию органической солидарности. Под углом зрения идей социальной солидарности, Дюркгейм истолковывал роль и значение государства в обществе. Государство в его представлении, – это коллективный разум, поставленный на место темного инстинкта, это надклассовый орган, обеспечивающий единство и внешнюю безопасность. Его главная задача – думать и действовать за все остальное общество, а наиболее важная функция – защищать права и интересы личности, обеспечивать достижения ею собственной автономии. Существенной функцией государства является освобождение индивидуальных личностей. Подчеркивая важную роль государства в защите прав и интересов личности, Дюркгейм в тоже время предостерегал от чрезмерного преувеличения его функций.
Информация о работе Становление и развитие политичекой мысли