Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:35, контрольная работа
Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.
Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.
Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2
Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8
Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений
субъектов политики………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список используемых источников……………………………………………..25
СОДЕРЖАНИЕ:
Содержание……………………………………………………
Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2
Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8
Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений
субъектов политики………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Вопрос 1:Субъекты политического процесса.
Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.
Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.
В структуре политической деятельности выделяются: субъекты, объекты, политические отношения, средства и методы политических действий.
В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.
Индивидуальные субъекты - «рядовые» граждане и «профессиональные» политики.
Групповые субъекты - общности, группы, коллективы.
Институциональные субъекты - организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества.
Субъекты политики совершают
конкретные действия(поступки)в политическ
Субъекты политического процесса вступают в иерархические отношения друг с другом. Эти отношения носят характер конкурентного взаимодействия, обусловленного взаимным стремлением к завоеванию и использованием государственной власти. Они, отличаются напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несовпадающие или противоположные интересы, ценности и позиции, мотивы и психологические свойства, нормы и правела поведения, суеверия и предрассудки, личные способности и умения.
«Политическая элита» - относительно небольшая, сплоченная, обладающая особыми политическими, профессиональными и моральными качествами, организаторскими способностями социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе.
В конце XIX - начало XX вв. возникли теории элит. Их создали – итальянские политологи В.Парето, Г. Моска, австрийский политолог Р. Михельс и др. ученые. Они доказали, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человеческая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, развития, упадка и смены элит, использующих различные методы управления обществом, В.Парето назвал «универсальным законом истории».
Политическая элита – это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.
Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.
Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выполняют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционированными государством или общественными объединениями.
Политические элиты бывают «открытого» и «закрытого» типов. Элиты «открытого» типа реагируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты «открытого» типа присущи либерально-демократическим политическим системам.
Политические элиты «закрытого» типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. В современных условиях элиты «закрытого» типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества.
Элиты «открытого» и «закрытого» типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями. Но элиты «закрытого» типа быстрее замыкаются на реализации узкокорыстных интересов и теряют широкое видение национальных приоритетов.
Для политических элит в плане их функционирования характерны несколько моментов:
Некоторые особенности политической элиты Беларуси:
Лидерство есть везде, где
Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента:
Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
Политический лидер - авторитетная, обладающая особыми политическими, деловыми, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединять и мобилизовать людей (социальные группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых целей.
Политическим лидерам
Лидерство внутренне присуще
любой человеческой общности. Даже
небогатый житейский опыт
Во-первых, это потребность в объединении
людей. Решение серьезной
Во-вторых, когда требуется поставить политический диагноз. По мнению современного американского политолога Роберта Такера, «потребность в лидерстве появляется тогда, когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа предпринимало необходимое действие.
В-третьих, лидерство появляется в потребности выработки плана совместных действий. Порой может сложиться впечатление, что подобные планы рождаются как бы сами собой: идеи, составляющие их суть, настолько очевидны, что просто «витают в воздухе». Лидер в данном случае выступает как аккумулятор идей, мнений, настроений, существующих в обществе.
В-четвертых, лидер появляется
в обществе, поскольку существует
потребность в организованных
совместных действиях. Именно т
Лидер – очень важная фигура в политической жизни общества. Он способен повлиять на весь ход его развития. Могущество политического лидера связано и с особенностями самой политики. Следовательно, ответственность и роль политических лидеров в обществе чрезвычайно велико, они всегда на виду, их имена – на устах множества сограждан.
В редких случаях политический лидер влияет, и порой очень существенно, на ситуацию в обществе и противостоять ходу истории не может.
Мера влияния политических
Политическое лидерство – это
не только сложная, но и
Без лидерства невозможна