Субъекты политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.
Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.

Содержание работы

Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2
Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8
Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений
субъектов политики………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список используемых источников……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

   

 

Вопрос 3: Демократические принципы взаимоотношений субъектов политики.

 

Термин «демократия» (от гр. demos – народ + cratos – власть) переводится буквально «власть народа».

Демократия – это важнейшее завоевание человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе мировой истории такой способ решения жизненно важных вопросов той или иной общности людей, при котором все ее члены обладают возможностью равноправно решать эти вопросы.

Возможно следующее  определение демократии. Демократия – это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты  перед народом – эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания  демократии нельзя обойти стороной и  вопрос о ее механизме. Главные его  составляющие: а) законодательное закрепление  основных экономических, социальных и  политических прав человека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оппозиции; д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при их относительной самостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

В каких пределах и  как работает этот механизм, зависит  от политической деятельности субъектов, политического режима, состояния  гражданского общества и политической культуры.

          Выделяют три основные формы демократии – прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

Прямая демократия –  это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций.

 Достоинства прямой демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, упрочивает легитимность последних, наконец, преграждает путь для бюрократизации управления.

 Есть и существенные недостатки прямой демократии. Это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма вследствие подверженности масс идеологическому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

 Плебисцитарная демократия также предполагает непосредственное волеизлияние народа, но ограничивает его узкими рамками. Граждане вправе одобрить или отвергнуть проект государственного решения, подготовленный и вынесенный на всенародное голосование президентом, правительством, партией или инициативной группой. Плебисцитарная демократия зачастую используется авторитарными и тоталитарными режимами в целях манипулирования политической волей граждан.

 Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы – таковы элементы современной представительной демократии.

Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, потому что без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»). Поэтому воля народа выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ней под свою ответственность.

Характер и социальная  результативность политического процесса зависит от соблюдения его субъектами демократических принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, компромисса.

Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренций. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима, он признаёт, создаёт необходимые условия для реализации, поощряет многообразие политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Существует несколько  вариантов концепции плюралистической демократии. Все они обладают следующими чертами:

  1. центральным элементом демократической политической системы             признаются интересы группы, которая гарантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;
  2. социальной основой демократической власти, ее динамики является соперничество и баланс интересов различных групп;
  3. значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества;
  4. забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов;
  5. поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.

          Плюралистическая демократия весьма  популярна в мире, но она имеет  ряд недостатков, мешающих ей  вплотную приблизиться к идеалу  прямого народовластия. Например, в западных странах с плюралистической  демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше – от парламентов и партий. 

Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений, как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

  1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.
  2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

           Политический  компромисс  относится к числу таких инструментов  политики,  которые имеют универсально-прикладной  характер  независимо  от  господствующей  идеологии,  риторики,  а также и отношения к ним субъектов политических  решений.  Компромисс - это то,  к чему  должен,  хотя бы изредка,  прибегать  человек,  вступивший  в  отношение  с  другими  людьми по  вопросу  о  власти.

           Современная  политическая  практика  позволяет  прийти  к  одному  пониманию   компромисса - как  инструментального  способа  разрешения  глобальных  противоречий.  Предпосылка  такого  компромисса - осознание  общей  ответственности  субъектов  политики  за  мир  и  стабильность  на  планете. При этом  толковании  политического  компромисса,  интегрирующем приведенные раннее  определения,  он  предстает в качестве  способа решения ядерной ,национальной ,экологической  и иных  проблем  везде,  где необходимы  совместные  усилия  партий,  групп и лидеров разных  стран.

Компромисс  есть  соглашение, достигнутое  путем  взаимных  уступок. Использование  компромисса,  как метода  выбора  политического действия  возможно  в том случае, если  участники решения не  находятся друг с другом  в резко отрицательных взаимоотношениях,  т.е. когда их  интересы  частично  совпадают  и  одновременно  частично  сталкиваются.  В таких ситуациях оказывается   возможным принять решение, которое не гарантирует ни для одной из  сторон  полноты выполнения  их  требований, но  зато  обеспечивает  реализацию  общей  или  высшей  цели.

Принцип компромисса материализует в соотношениях между участниками политического процесса. Эти договоренности основываются на взаимоприемлемых уступках и приверженности принципиальным ценностям и установкам.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Упражнения 4.10 – 4.20 ( с.167 – 168)

 

4.10. Назовите типы политических действий, которые обеспечивают демократические преобразования в обществе.

           Ответ: позитивные действия, инерционные, легальные, организованные, творческие.

 

4.11. Укажите  типы политических действий, порождающие  деструктивные процессы в обществе.

           Ответ: негативные действия, стихийные, нелегальные.

 

4.12. Охарактеризуйте  демократические принципы взаимоотношений  участников политического процесса: плюрализма, консенсуса, компромисса.

 Ответ: Принцип политического плюрализма означает уважение многообразия политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития. Проявляется в соперничестве и сотрудничестве личностей, социальных групп и институтов, их политической деятельности.             

 Принцип консенсуса предполагает взаимное стремление к согласию. Оно достигает между субъектами политики на основе взаимопонимания по активным проблемам общественного развития, вопросам сотрудничества и партнерства, тактики совместных действий.

Принцип компромисса материализует в соотношениях между участниками политического процесса. Эти договоренности основываются на взаимоприемлемых уступках и приверженности принципиальным ценностям и установкам.

 

4.13. Каковы  особенности политических технологий?

         Ответ: Особенности политических технологий заключаются в достижениях наилучших целей при использовании всех массовых средств и методов для решения поставленных задач.  

 

4.14. Дайте оценку преступным формам политических действий.

         Ответ: Формы преступных действий направлены против конституционного строя, демократии, государственности и национальной безопасности конкретных стран или мирового сообщества. Такими формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против личности, подавление оппозиции в обществе методами насилия.

 

4.15. В чем  отличие прямых и опосредованных  форм политического участия?

          Ответ: Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

          При опосредованном участии массы  выбирают своих представителей  для осуществления политической  власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается.   

 

4.16. Объясните,  используя главу 2 Конституции  Республики Беларусь, сущность основной  формы прямого участия граждан  в решении важнейших вопросов  государственной и общественной  жизни – референдумов (народного голосования).

          Ответ: формой прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни являются общегосударственные и местные референдумы, которые также предусматриваются Конституцией Республики Беларусь (глава 2).

 

4.17. Каковы  основные причины неучастия граждан  в политической жизни (абсентеизма)?

          Ответ: кризис массового сознания, конфликт ценностей, отчуждение  от власти, недоверие к власти, политико-правовой нигилизм, индивидуализм и другие причины.

 

4.18. Что определяет  принадлежность к правящей элите  Беларуси? Аргументируйте свой ответ.

           Ответ: принадлежность к правящей элите Беларуси определяет занимаемая должность конкретного лица.

 

4.19. Назовите  и объясните главные черты  правящей политической элиты Беларуси.

          Ответ: неустойчивость позиций и частая сменяемость политиков, реально обеспечивающих функционирование президентской власти; аномальное стремление правящей элиты к гегемонии в политической жизни общества, неудовлетворительное владение методами политического диалога, консенсусными технологиями властвования;

Информация о работе Субъекты политического процесса