Субъекты политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.
Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.

Содержание работы

Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2
Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8
Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений
субъектов политики………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список используемых источников……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

          Существуют следующие функции политического лидерства:

  • организационно-управленческая;
  • коммуникативная;
  • мобилизационная;
  • интегративная.

В политологии выделяются три типа политического лидерства: традиционный (вожди племен, монархи) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-правовой (демократический, закрепленный законами страны) – это лидеры, избранные демократическим путем; харизматический (основывается на вере приверженцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Для общества предпочтительнее рационально-правое лидерство.

Харизматические лидеры наделены, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго  – разум, третьего – вера и эмоции. Основоположник этой классификации  Вебер особое внимание уделял анализу  харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа  как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-правовое лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы.  

В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрастающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обострением глобальных проблем человечества. Эти тенденции проявляются:

  • В более высоких, чем прежде, требованиях к политической культуре, профессионализму и индивидуальным качествам лидеров;
  • В повышении ответственности лидеров не только за благополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового общества;
  • В концентрации внимания национальных лидеров на разрешении политических, социально-экономических и духовных проблем, от которых зависит стабильность общества, безопасность страны, благосостояние граждан, реализация прав и свобод человека.

 

 

 

Вопрос 2: Типы и формы политических действий.

 

          Существует много подходов к определению деятельности в сфере политики. Несмотря на это, можно выделить ее существенные черты:

  1. политическая деятельность – особое свойство, атрибутивная способность человека жить и функционировать в сфере политики;
  2. политическая деятельность – это сама сфера политики, взятая в своем активном, деятельном состоянии;
  3. политическая деятельность затрагивает интересы, прежде всего больших социальных групп;
  4. политическая деятельность регулируется, как правило, с помощью институтов политической системы, социально-политических, правовых и других социальных норм;
  5. политическая деятельность может протекать в конфликтной, нейтрально-лояльной или кооперативной (сотрудничество) формах;
  6. политическая деятельность является по преимуществу групповой деятельностью, возглавляемой политическими лидерами, и т.д.

Исходя из этого, можно  дать следующее определение сущности политической деятельности. Политическая деятельность – это индивидуальная или групповая, спонтанная или организованная деятельность общественных субъектов, прямо или косвенно направленная на реализацию их интересов и ценностей. Эта деятельность ведется в рамках существующих отношений власти или же вопреки ним, как правило, правовыми уставными и другими социальными и политическими нормами.

Цель политической деятельности может быть конструктивной или деструктивной в отношении существующих порядков. Конструктивная целевая направленность имеет задачу укрепления политической системы путем охранительных мер или путем изменений в ее функциях. Деструктивная цель предполагает коренное преобразование политической и социальной системы.

Политический процесс  состоит из действий. Политическое действие определяется как сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношении  власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность социальных групп или индивидов связана со стремлением, усовершенствовать, или изменить социально-экономический и политический порядок.

Политические действия ориентирует политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп.

Политическое действие всегда совершается «здесь» и  «сейчас», то есть в конкретной ситуации. Потому необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выбрать правильные методы и средства политического действия, ибо перенос стратегий, имевших успех в одной ситуации, не приносит успеха в другой. Одно из обстоятельств, мешающих правильно оценить ситуацию, - идеологический догматизм. Так, многие исследователи считают, что прихода нацистов к власти в Германии можно было бы избежать, если бы социал-демократическая и коммунистическая партии правильно проанализировали ситуацию и выступили единым блоком против фашизма, вместо того, чтобы вести ожесточенную борьбу между собой.[5,с.281]

Действия субъектов  политики могут быть различных типов: позитивные и негативные, инерционные и творческие, стихийные и организационные, легальные и нелегальные действия.

Позитивные действия обеспечивают непрерывное совершенствование политической системы, ее динамичное прогрессивное развитие.

Негативные действия  порождают кризисные тенденции, социальные конфликты, неэффективность управления государством и обществом.

Инерционные действия  направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти. Их мировоззренческую социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологические догмы, ложные идеалы и ценности.

Творческие действия обеспечивают совершенствования политической системы на основе инноваций, политической культуры, научно обоснованных управленческих решений.

Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.

Организованные действия отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики.

Легальные действия согласуются с законами государства.

Нелегальные действия противоречат правовым нормам политических отношений в обществе.

Субъекты политического процесса используют разнообразные формы политических действий:

  • реформаторские формы действия;
  • революционнее формы действий;
  • формы действий по управлению государством и обществом;
  • протестные формы действий;
  • преступные формы действий;

Реформаторские формы действия направлены на осуществления программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель – обновление, совершенствование, качественное преобразование политической и других систем общества.

Революционнее формы действий нацелены на коренные, радикальные перемены в общественной жизни, в характере и содержании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.

Формы действий по управлению государством и обществом отражают реальный уровень и характер развития народовластия, участия профессиональных политиков и рядовых граждан в управлении государственными и общественными делами.

 «Протестные» действия  выражают негативные отношение граждан и политической системе, властным структурам государства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности и обязательства перед обществом.

Формы преступных действий направлены против конституционного строя, демократии, государственности и национальной безопасности конкретных стран или мирового сообщества. Такими формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против личности, подавление оппозиции в обществе методами насилия.

Особую опасность в настоящее время представляет международный терроризм – целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, применяющих насильственные средства и методы с целью запугивания правительств и мирных граждан. Терроризм является разновидностью политического экстремизма, который использует методы насилия и террора.

Осознанные и целенаправленные действия субъектов политики, посредством  которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Люди принимают участие в решении производственных, профессиональных проблем, в технических решениях, в управлении техникой, вещами, не влияя на распределение власти, то такое участие не является собственно политическим. Политическое участие приобретает качество, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящий политический характер. Конечно, следует учитывать, что в условиях существования государства вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в социальной, экономической и культурной сферах в той или иной степени политизируется. Политическое участие позволяют выявлять реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном  уровне, так и в политической системе общества. Граждане принимают активное участие в формировании элит, в определении основных целей политики, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.                 

Политическое участие  личности (граждан) выражается в сознательных политических поступках. Оно проявляется  на местном, региональном и национальном уровнях. Его формы, виды, способы  и направленность зависят от многих факторов – характера политического режима, целей, интересов, мотивов, потребностей, политической культуры конкретной личности или социальной группы. По характеру, масштабности и интенсивности политического участия граждан можно судить о степени демократичности и прогрессивности политической системы общества.

Типы политического  участия:

  • традиционное и новаторское;
  • индивидуальное и коллективное;
  • добровольное и принудительное;
  • легитимное и нелегитимное;

          Эти типы участия весьма неравнозначны. Один из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятия данной политической лини. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти. К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности и т.д.              

Формы политического участия:

  • активные и пассивные;
  • прямые и опосредованные;
  • автономные и мобилизационные.

          Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

          При  опосредованном участии массы  выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политического участия снижается.

           Равнодушное отношение к политической жизни и неучастия в ней принято обозначить категорией «абсентеизм». Источники абсентеизма многообразны. Он может быть обусловлен кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом, индивидуализмом.      

                

Информация о работе Субъекты политического процесса