Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является анализ и сравнительная характеристика подходов к изучению сущности государства и ее эволюции.
В соответствии с указанной целью можно определить круг задач:
- рассмотреть наиболее полные представления о государстве (понятиях и признаках);
-рассмотреть соотношение различных политико-правовых концепций и роли в них государства;
- определить направления перспективного развития существующих государств.
Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Понятие и признаки государства …………………………………
1.1. Плюрализм в понимании и определении государства: причины и характеристика основных подходов ……………………………………………
1.2. Государственная власть как разновидность социальной власти
Глава 2. Сущность и функции государства …………………..……………
2.1. Основные подходы к изучению государства ……………………………
2.2. Проявление сущности государства в его функциях …………………….
2.3. Основные закономерности эволюции сущности государства …………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………….
Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство — это политическая организация всего общества. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт всех и для всех. В данном случае государство рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.5 Государство сегодня — социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Это, в свою очередь, означает, что государство призвано существовать не для подавления и угнетения. Назначение государства заключается в осуществлении солидарных интересов людей.
Таким образом, неоднозначность восприятия государства — его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении — обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.
Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, — народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет.
Рассмотрим перечисленные признаки более подробно:
1. Наличие государственной
Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества». 6
В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.
«Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства.» 7
Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть 8.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.
«Составными элементами фактической территории являются:
1. Сухопутная территория, т. е. вся суша в пределах государственных границ.
2. Водная территория, охватывающая:
– внутренние воды, т. е. собственные воды государства (национальные реки, озера, каналы, внутренние моря);
– пограничные воды, т. е. воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;
– территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., не должна превышать 12 морских миль.
3. Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем» 9
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» – участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», 10а также оккупированные территории.
2. Институт гражданства (подданства)
Сущность данного признака заключается в возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод, как в самом государстве, так и за его пределами.
В отечественной юридической науке гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах государства, так и вне его границ». 11В законодательстве закрепляется схожая дефиниция, в соответствии с которой гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. 12
Из нормативного определения с достаточной очевидностью вытекает, что факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.
Взаимодействие государства и личности в сфере приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие начала (принципы) гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др. 13
3. Аппарат публичной
Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа». 14
Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером – властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).
Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
4. Государственный суверенитет
Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
В ст. 2. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. государственный суверенитет рассматривается как «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции».
Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и в международных правовых актах.15 Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:
«1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».16
Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета – юридическое верховенство государственной власти внутри государства (ч. 2) и ее внешнеполитическая независимость (ч. 3).
Можно выделить ряд признаков характеризующих государственный суверенитет как самостоятельный политико-правовой феномен.
Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.
Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т. е. верховный.17 Автор данного понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) утверждал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть».
В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимые друг от друга субъекты социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.
В-четвертых, некоторыми авторами не без основания выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость, т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет – это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.
5. Издает и претворяет в жизнь
юридически обязательные
Именно государству присущи правовые формы и средства организации публичной власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом.
Обладание правом дает государству возможность применять для реализации его решений официальное принуждение на легальных основаниях посредством специально создаваемых органов (администрации, судов, органов внутренних дел, служб безопасности, вооруженных сил, налоговых и таможенных органов и т. п.).