Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и сравнительная характеристика подходов к изучению сущности государства и ее эволюции.
В соответствии с указанной целью можно определить круг задач:
- рассмотреть наиболее полные представления о государстве (понятиях и признаках);
-рассмотреть соотношение различных политико-правовых концепций и роли в них государства;
- определить направления перспективного развития существующих государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Понятие и признаки государства …………………………………
1.1. Плюрализм в понимании и определении государства: причины и характеристика основных подходов ……………………………………………
1.2. Государственная власть как разновидность социальной власти
Глава 2. Сущность и функции государства …………………..……………
2.1. Основные подходы к изучению государства ……………………………
2.2. Проявление сущности государства в его функциях …………………….
2.3. Основные закономерности эволюции сущности государства …………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

1курсовая 2015г.. испр.docx

— 94.07 Кб (Скачать файл)

С помощью общеобязательных юридических норм государство упорядочивает общественную жизнь, способно обеспечить и защищать права человека и гражданина, разрешать социальные конфликты и противоречия, проводить необходимую ему политику в экономической, социальной, правовой, культурной и иных сферах жизни;

1.         Финансово-денежная система и налогообложение.

Фискальный (от лат. fiscus — государственная казна) признак государства также следует рассматривать в качестве одной из его исключительных прерогатив. Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляя (и в принудительном порядке) материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, — для финансового обеспечения свой политики. Деньги идут на содержание государственного аппарата, реализацию экономических проектов, осуществление программ в социальной, правовой, образовательной, культурной, экологической и  иных сферах, погашения внутренних и внешних долгов страны, покрытия других традиционных или экстраординарных ходов государства;18

2.         Официальная символика.

Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти, как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая официальных документах, бланках и печатях государственных нов, на денежных знаках и т. п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государства). Нередко на них указывают конституции, чаще всего, описывая содержание этой символики.

В то же время современный перечень установленных офисных атрибутов довольно обширен и может включать и иные символы государственности. В частности, Конституция Франции и ст. 2 перечисляет «язык Республики» — французский, «национальную эмблему» в виде трехцветного флага, «национальный гимн» — «Марсельезу», а также «девиз Республики»: «Свобода, Равенство, Братство». В той же стране принято в государственных учреждениях, банках и муниципалитетах устанавливать бюсты Марианны как официальный символ Франции. Столь же символичными могут быть названия самого государства, официальной денежной единицы (валюты), столица страны, официальное местопребывание высших органов государственной власти (резиденция главы государства, здание парламента) и т. п.;

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение: государство — суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.

  

 

1.2. Государственная власть как  разновидность социальной власти

 

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "государственная власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины "государственная власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого".19 В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. 20Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. «Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.»21

Государственную власть отличают следующие свойства:

1. Для государственной власти  силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая  власть подобными средствами  воздействия располагает.

2. Государственная власть публична, т.е. выступает от имени всего  общества и имеет "публичную" основу своей деятельности —  имущество, налоги и т.д.

3. Государственная власть реализуется  через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

4. Еще одна важнейшая особенность  государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

5. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость  вовне и верховенство внутри  страны. Верховенство государственной  власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

6. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу  на всю территорию и на все  население страны.

7. Государственная власть обладает  прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

Таким образом, «государственная власть — представляет собой публично-политические, волевые отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы на основе правовых норм, при опоре в случае необходимости на государственное принуждение».22

При характеристике государственной власти следует остановиться на легитимности и легальности государственной власти.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод является не совсем точным. Представляется, что законность, принимаемая как действие в соответствии с законом, отражается категорией «легальность». Понятие легитимности скорее носит оценочный, этический и политический характер, легальность – формально-юридический и этически нейтральный. Государственная власть, пусть и не популярная у граждан, всегда легальна. В то же время она может быть нелегитимной с точки зрения признания и практической реализации, исходящих от нее властных предписаний.

В этой связи следует согласиться с мнением П. Бурдье, согласно которому легитимная власть «есть власть, которую тот, кто ей подчиняется, дает тому, кто ее осуществляет… Это власть, которая существует лишь потому, что тот, кто ей подчиняется, верит, что она существует». 23

На различных этапах политического (государственного) развития общества процесс легитимации власти осуществляется в соответствии с разными критериями. Но в качестве основного критерия следует выделить соответствие рациональному или иррациональному началу.

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым, подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают. легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".24

Рациональность как основание политической власти подразумевает соответствие неким разумным началам. Это легитимация, поддающаяся интерпретации в терминах разума. Гносеологическая определенность рационального существует только как противоположность иррационального, необъяснимого разумно или объяснимого ссылками на обычай, традицию, авторитет. Критерию рациональности соответствуют такие основания, как этическая оценка (соответствие государственной власти критериям добра и зла), способность привести к «общему благу», степень выражения общих интересов и т. д.

Органы власти, опирающиеся в процессе реализации своих властных полномочий на научные знания, располагают к доверию. Основанное на принципе научности государственное управление придает самой власти существенный авторитет в глазах населения.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

 

 

2.Сущность и функции государства

 

2.1.Основные подходы к  изучению  сущности государства

 

    Сущность государства  — смысл, главное, глубинное в  нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Информация о работе Сущность государства