Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является анализ и сравнительная характеристика подходов к изучению сущности государства и ее эволюции.
В соответствии с указанной целью можно определить круг задач:
- рассмотреть наиболее полные представления о государстве (понятиях и признаках);
-рассмотреть соотношение различных политико-правовых концепций и роли в них государства;
- определить направления перспективного развития существующих государств.
Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Понятие и признаки государства …………………………………
1.1. Плюрализм в понимании и определении государства: причины и характеристика основных подходов ……………………………………………
1.2. Государственная власть как разновидность социальной власти
Глава 2. Сущность и функции государства …………………..……………
2.1. Основные подходы к изучению государства ……………………………
2.2. Проявление сущности государства в его функциях …………………….
2.3. Основные закономерности эволюции сущности государства …………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………….
Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).
Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи.
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т. д.).
Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство — это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение "социальное".
Центральное звено организованной структуры государства — государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: 1) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; 2) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; 3) соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; 4) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность.
Все эти причины суть объективные, надличностные необходимости, которые детерминируют бытие государственно-организованного общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически невозможны.
2.3. Основные закономерности эволюции сущности государства
Выявление и анализ повторяющихся, т. е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют, и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: "уход" государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». 28Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только к нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
Таким образом, выявление и анализ повторяющихся, т. е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.
Появление государства было
объективной закономерностью, следствием
всего предшествующего
Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности однозначно наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства – его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, суверенное состояние. Поэтому появление государства, а также права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов.
На определенной ступени
развития первобытного
Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения. Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в-третьих – организаторскую деятельность.
Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.
Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
Список использованных источников
1 Шмитт К. Государство и политическая форма. М.: 2010. С.150.
2 Кельзен Г. Общее учение о государстве. М.: 1928. С.150.
3 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: 1999. С. 256.
4 Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2013. № 3.С.23-39.
5 Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М.: 2001. С. 414.
6 Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М.:Омега. 2009. С. 210.
7 Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М.: Омега.2009. С. 210.
8 Орлова М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: На примере Астраханской области: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: 2005. С. 74.
9 Устав Организации Объединенных Наций // Международное право в документах. М.: 1982. Ст. 1, 2.
10 Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М: 2009. С. 210.
11 Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства. М.: 2010. С. 283.
12 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон [от 31.05.2002 N62-ФЗ (ред. От 31.12.2014)]
13 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон [от 31.05.2002 N62-ФЗ (ред. От 31.12.2014)]
14 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.М.:1981.С.356
15 Устав Организации Объединенных Наций // Международное право в документах. М., 1982. Ст. 1
16 См.: Конституция Российской Федерации. Ст.2. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
17 Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Т. 2. М: 1981. С.115.
18Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3. С.47-58
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422.
20 Философский энциклопедический словарь. М.: 1983. С. 780.
21 История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С. 214.
22 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: 1908. С. 178.
23 Бурдье П. Социология политики. М.: 2003.С.272
24 См: Конституция Российской Федерации. Ст.3//Российская газета. 1993.25 декабря.
25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422
26 Платон. Собрание сочинений: Т. 3. С.256.
27 Хойруп Т. Модели жизни. Проблемы гносеологии, истории культур и теории государства. СПб.: 2009. С.205.
28 Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. М.: Юрист, 1997. С.156