Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:37, контрольная работа
При рассмотрении существующих ныне концепций власти, прежде всего, бросается в глаза их многочисленность и разнообразие. Для Томаса Гоббса, например, власть - это средство достичь Блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. Спустя два века Александр Гамильтон задал риторический вопрос: "Что есть власть, как не способность или дар что-либо совершить?". В начале нынешнего века Макс Вебер определял власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других.
1.Введение……………………………………………………………………………………………………..…………………..…стр.2-3
2. Теория государственной власти: методология, традиции и современное состояние….стр.4-8
3. Различные концепции теорий власти……………………………………………………………………………..стр.9-11
4. Современная теория власти в свете теоретико-методологических исследований……стр.12-17
5.Заключение………………………………………..……………………………………………………………………………..….стр.18
6.Список литературы……………………………………………………………………………………..…………………..…..стр.19
Поэтому, особенно интересным, для современного правоведения становится исследование особого политико-правового типа властвования, адекватного стилю мыслидеятельности индивидов в конкретном ментальном поле, а также специфическую процедуру рационализации, в рамках которой формируется значение, роль и понятие того или иного социального феномена.
Опираясь на эти общие представления, а также на принципы историко-философской методы П.И. Новгородцева, можно предложить определенную исследовательскую направленность при изучении власти, которая опирается на реконструкцию конкретного образа власти, технологий её осуществления и способа властной организации социальной действительности.
Очевидно, что в социуме, понимаемом как конкретное диалогическое пространство, вырабатываются типизированные черты, которые находят свое отражение в ментальных представлениях. Эта совокупность представлений связываются и переплетаются на основе некоторого образа власти укорененного в самом фундаменте национального самосознания. Впервые он возникает в коллективном опыте, который объединял тот или иной народ в каких либо значимых совместных действиях, даруя ему чувства единства и возможность самоидентификации. В свою очередь в ходе политико-правовой практики этот образ оживляется, наполняется конкретным содержанием, одним словом вторгается в реальность в виде конкретной “идеи власти”, опирающейся на определенные модели и способы адаптации и развития общества в определенных исторических условиях, сохраняя его единство, да и саму власть. Соединяясь с практикой, эта идея воскрешает прошлое, предсказывает будущее, организует настоящее. Таким образом, власть скорее следует понимать лишь как имя, которое фигурирует в мыслидеятельности людей для обозначения всего комплекса властных отношений связанных с организацией, поддержанием порядка, осуществлением контроля и реализации социально значимых стратегий.
Несомненно, и то, что каждой исторической эпохе свойственен определенный дискурс власти, порождаемый и поддерживаемый в рамках определенной социальности, где под дискурсом понимается условия, которое раскрывает и актуализирует бытие для субъекта, создаёт особый “фон”, контекст существования реальных феноменов. В свете этого дискурс можно представить, как особый стиль мышления, действия и высказывания о бытие, характерный для определенной социокультурной среды, содержащий особую логику объектов и потребностей, когнитивных готовностей и аксиологических знаний.
Поэтому, для характеристики социальной природы того или иного феномена, в частности власти, в тот или иной исторический отрезок времени, необходимо “погрузится” в определённое дискурсивное пространство, связывающее традиции и современность, создающее интенциональную направленность восприятия и предпосылки развития определенных социальных феноменов. Важно отметить, что сам дискурс имеет сложную структуру, чья архитектоника складывается из: мета-, мезо- и микро- составляющих; в политико-правовом исследовании власти он раскрывается, соответственно, через: образ, определенную конфигурацию институций и реальную практику.
Образ власти, архитипический порядок, поведенческий опыт, как мета основа дискурса представляет собой транслируемые ментальные образы, символы, модели и способы осуществления власти, адекватные глубинным основам конкретного общества. Из всех этих элементов образ власти, как идеал, ценностная система, наиболее глубокий, символические представления наиболее поверхностны и подвижны, а модели и способы её осуществления занимают некоторое промежуточное положение.
Вообще, политико-правовое мышление,
пытаясь проникнуть в сущность социальных
явлений и процессов, опирается
на реальную социокультурную жизнь
общества, которая и является источником
формирования образов того или иного
социального феномена. Бесспорно, что
познание, да и сама практика, не может
обойтись без определенных обобщений,
которые в принципе являются идеальной
моделью воспринимаемых объектов и
явлений. Так, конкретное историческое
условие или социальный фон во
многом определяет образ того или
иного политико-правового
Одним словом на этом уровне
необходимо “реконструировать присущий
только этому историческому знанию
специфический порядок
В свою очередь, мезо составляющую дискурса можно рассматривать как конкретную конфигурацию институций. Последняя представляется через типовые, устойчивые культурные практики, определяющие своеобразные стратегии осуществления политических и когнитивных действие социальных агентов. Например, М. Фуко раскрывает специфику власти с помощью понятия “диспозитив”, представляющий собой матрицу конфигурирования культивированных определённым обществом практик. Диспозитив воспроизводит в своём историческом варианте – “стратегический императив”, способствующий внутри каждой конкретной культуры развертыванию сложившихся в обществе конфигураций осуществления власти. Таким образом, власть не конструируется в качестве “центрированного, субстанционального феномена”, но реализует себя именно посредством функционирования соответствующего диспозитива, пронизывающего собой все уровни и формы властных отношений. “Власть, как пишет Фуко – понимается не как достояние, а как стратегия, что воздействия господства приписывается не “присвоению”, а механизмам, маневрам, тактикам, техникам, действиям. Что следует считать её моделью… власть скорее отправляется, нежели принадлежит; она не “привилегия”, приобретённая или сохраняемая господствующим классом, а совокупное воздействие его стратегических позиций”. В этом смысле, власть можно рассматривать, не как некую субстанцию, погружённую в социальное тело, а как множественность форм свойственные определённому культурному контексту, которые и определяют характер и содержание социального взаимодействия между отдельными индивидами, между индивидом и группой и т.п.20
Национальные особенности,
специфика властного мышления и
соответственно особые, исторически
сложившиеся универсальные
Реальность власти здесь
скорее следует рассматривать как
некоторую системную
И, наконец, в рамках микро составляющей дискурса разворачиваются непосредственно сами властные отношения, складывающиеся в повседневной практике, в которых все властные образы и техники “оживляются”. Это область, где сеть властных отношений и стратегий получает свою реальность, где производятся знания и смыслы. Здесь можно выделить две исследовательские позиции, которые с той или иной точки рассматривают конкретные отношения власти.
Первая, акцентирует внимание на локальных пространствах власти и свойственных ему техниках, где может быть управляем и контролируем отдельный индивид. Здесь положение конкретного индивида характеризует его место в сложившейся институциональной конфигурации. Содержательная сторона социальной позиции, в свою очередь, раскрывается через отношение к другим социальным местам, посредством дистанции отделяющею эту позицию от других, а также через информационную насыщенность. Следует заметить, что определённое социальное место, предоставляет субъекту выбор некоторых возможных в этом состоянии альтернатив. В этом ракурсе власть выступает не как то, что даётся или захватывается, её не делегируют или перераспределяют, она осуществляется в различных напряжённых точках, социальных позициях, в которых группа или отдельный индивид захватывается властью. Лишь социальная позиция открывает субъекту весь арсенал власти и ее ограничения.
Второе направление
Можно выделить ряд характеристик,
которыми обладает современная государственная
власть, если ее рассматривать через
призму социальных отношений, в сетку
которых последняя органично
«вшита». К таким специфическим
чертам государственной власти следует
отнести императивные, диспозитивный,
информативный и дисциплинарный
характеры власти. Под императивным
характером власти в теории государства
и права понимается совокупность
общественных отношений основанных
на принципах господства и подчинения,
т.е. такие отношения носят
1 Розин В.М. Юридическое мышление. Алматы, 2000 С. 191
2 Розин В.М. Юридическое мышление. Алматы, 2000 С. 202
3 Королёв С. А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М., 1997 С. 93
4 Королёв С. А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М., 1997 С. 123
5 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 228
6 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 119
7 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999 С. 253
8 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999 С. 214
9 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 319
10 Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001 С. 93
11 Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001 С. 126
12 Мордовцев А. Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. Ростов н/Д., 2002 С. 394
13 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 328
14 Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989 С. 394
15 Королёв С. А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М., 1997 С. 173
16 Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989 С. 182
17 Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001 С. 381
18 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 482
19 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 С. 300