Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:16, реферат
Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16 подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата (например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848 гг.).
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов».
Введение………………………………………………………………………………….3
Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье…………………………4
Разнообразие взглядов на теорию разделения властей……………………………….11javascript:activate_paper(1247449)
Принцип разделения властей в законодательстве разных стран……………………..15
Список литературы………………………………………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье…………………………4
Разнообразие взглядов на теорию разделения властей……………………………….11
Принцип разделения властей в законодательстве разных стран……………………..15
Список литературы…………………………………
Введение
Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16 подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата (например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848 гг.).
Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою» варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала популярной политической доктриной.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов».
Концепция разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье
Дж. Локк
и Ш.Л. Монтескье в своих теориях преследуют
одну и ту же цель – обеспечение безопасности
граждан от произвола и злоупотреблений
властей, обеспечение политических свобод
путем создания таких условий, при которых
становится невозможной концентрация
власти в одних руках. Иначе это может
привести к деспотии, но принцип разделения
властей эти два автора представляли себе
по-разному. Государство, по Дж. Локку,
это человеческое общество, объединенное
на основе им же установленного общего
закона и создавшее судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты между
его членами и наказывать преступников.
От всех прочих форм коллективности (семей,
господских владений, хозяйственных единиц)
государство отличается тем, что лишь
оно воплощает политическую власть, т.е.
право во имя общественного блага создавать
законы (предусматривающие различные
санкции) для регулирования и сохранения
собственности, а также право применять
силу сообщества для исполнения этих законов
и защиты государства от нападения извне.
Государство является «органом» политической
власти. Границами действия этой власти
Дж. Локк обозначает неотчуждаемые ценности
(право на жизнь и владение имуществом,
свободу и равенство). Государство получает
от образовавших его людей ровно столько
власти, сколько необходимо и достаточно
для достижения главной цели политического
сообщества. Заключается же она в том,
чтобы все (и каждый) могли обеспечивать,
сохранять и реализовывать свои гражданские
интересы. Для ее достижения, по Дж. Локку,
необходимо четкое разграничение и разделение
публично-властных правомочий государства
между разными его органами.
В своей работе «Два трактата
о правлении» Дж. Локк проводит границу
раздела между законодательной и исполнительной ветвями
власти, при этом, являясь выражением воли
народа, законодательная власть полагается
только представительному учреждению
всей нации – парламенту и в силу этого
является верховной (но не абсолютной):
«Ведь то, что может создавать законы для
других, необходимо должно быть выше их»,
она должна «... править с помощью беспристрастных
и справедливых судей, которые должны
разрешать споры посредством этих законов
и применять силу сообщества в стране
только при выполнении таких законов...».
Претворять же законы в жизнь входит компетенцию
монарха и кабинета министров. Для управления
международными делами, по мнению Локка,
необходимо организовать федеральную
По теории, разработанной Дж. Локком, законодательный орган не может никому делегировать свою законодательную власть. Кроме того, все значимые вопросы, как то: повышение налогов, лишение собственности может происходить только с согласия народа или заинтересованных лиц. Он предлагает самый важный механизм ограничения парламентской власти – законодатель не может повелевать посредством деспотических указов; наоборот, он обязан определить права подданных посредством провозглашаемых постоянных законов, на страже которых должны стоять уполномоченные на то судьи, исходящие их постулата самого Дж. Локка: закон в подлинном смысле – лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества». Дж. Локк предъявляет к закону обязательные требования: стабильность и долговременность действия. В отличие от естественной свободы, по Дж. Локку, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием».
Несмотря на верховенство законодательной власти, две другие ветви публичной власти не только не являются ее придатками, но и оказывают на нее влияние. Исполнительная власть, включая федеральную, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.
Ш.Л. Монтескье, так же как и Дж. Локк, усматривает в разделении властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. В противном случае, это может привести к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а значит, и к возможному злоупотреблению государственной властью и произволу.
Необходимость разделения трех
указанных ветвей властей Ш.Л. Монтескье
объясняет следующим образом: «Если
власть законодательная и
Французский правовед подчеркивает важность независимости властей и их органов в отношении условий их формирования, сроков деятельности, а также их взаимной несменяемости. Он считает недопустимым, чтобы одни и те же лица принимали участие в осуществлении функций более чем одного из трех органов правления, например, чтобы министр или судья заседали в парламенте, а депутат проводил в жизнь законы и отправлял правосудие.
Ш.Л. Монтескье впервые выделяет судебную деятельность как самостоятельный элемент государственной власти: «В каждом государстве есть три рода власти... В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной...».
Ш.Л. Монтескье так же, как Дж. Локк, считает, что необходимость судебной власти определяется сложностью законов и ответственностью судей: «Эти суды выносят приговоры. Приговоры эти надо хранить и изучать для того, чтобы собственность и жизнь граждан были столь же прочно и определенно обеспечены, как и само государственное устройство... Чем шире ведомство суда, чем важнее интересы, подлежащие его решению, тем внимательнее и осмотрительнее становится судья». По мнению Ш.Л. Монтескье, функции судей ни в коем случае не должны исполнять монарх и министры. Судьи, по его мнению, должны привлекаться «из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости». Суд в одном лице опасен возможностью злоупотреблений, а состав суда должен формироваться с учетом мнения и социального положения подсудимого и важности дела. Поэтому он предоставляет подсудимому право «избирать своих судей» или заявлять необходимое количество отводов. «Нужно даже, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его». Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. «Таким образом, — считает Монтескье, — судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы не существующей». Такая организация судебной власти становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую. Поэтому, делает вывод Ш.Л. Монтескье, «из трех властей... судебная в известном смысле вовсе не является властью» а, значит, нет никакой необходимости как в ее ограничении другими властями, так и во вмешательстве суда в законодательство и управление.
Выделению судебной власти в теории Ш.Л. Монтескье противоречат некоторые его же высказывания: он допускает исключительные случаи, когда суд может вершить законодательная власть. Это, например, рассмотрение дел знатных лиц: «...Необходимо, чтобы знать судилась не обыкновенными судами нации, а той частью законодательного собрания, которая составлена из знати». Также он допускает возможность вмешательства законодательной власти в судебные дела, если необходимо смягчить действие закона в силу каких-то обстоятельств и вообще он говорит о некоторой степени обязательной зависимости судебной власти путем вмешательства духовенства и определенной части знати, входящей в состав органов законодательной власти и считает, что искусство законодателя состоит в умении хорошо распорядиться судебной властью. «Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаях совещались с духовными властями... В случае же преступлений, караемых смертью, желательно, чтобы судья, если он есть, уведомлял и губернатора, дабы гражданские власти и церковные умерялись еще и политической властью». Таким образом, он только выдвигает идею о независимости судебной власти и не предлагает конкретного механизма ее использования на практике.
Основное
назначение законодательной
Принципиальное отличие между двумя этими теориями состоит в роли законодательной власти. Дж. Локк подчеркивает верховенство законодательной власти и рассматривает ее как гарант единства государственной власти вообще, а Ш.Л. Монтескье считает, что сами эти ветви власти должны дополнять друг друга, влияние их должно быть равномерным и взаимосдерживаемым, а органы, осуществляющие властные полномочия, должны быть независимы друг от друга. Для этого необходимо создать целую «систему сдержек и противовесов», когда каждая из них обладая своим набором правовых инструментов, могла бы предотвращать концентрации верховной власти в руках одного их них. Этот набор включает в себя: срочность полномочий, независимость судей, право VETO, роспуска парламента, контроль над законодательной властью и политическая ответственность.