Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:27, курсовая работа
Проблема терроризма и международного терроризма велика, актуальна и очень сложна. Соответственно актуален и насущно важен контроль над терроризмом и международным терроризмом.
Выбор темы дипломного исследования обусловлен интересом к данной проблеме. В условиях современной России она из абстрактной научной и теоретической конструкции превратилась в угрожающую всем и каждому реальность.
7. Взаимодействие органов уголовной юстиции и специальных
подразделений по предупреждению и борьбе с актами терроризма и международного терроризма, связанными с организованной преступностью национального и международного масштаба.
8. Признание
актов терроризма и международн
уголовными деяниями в целях применения принципа aut dedere aut judicare.
9. Использование
в предупреждении актов
Теория управления определяет стратегию как способы достижения целей64. Стратегия национального (внутригосударственного) контроля над терроризмом и международным терроризмом, включает следующее:
а) косвенную стратегию – меры, направленные на решение социально-политических, морально-нравственных, национальных общегосударственных проблем;
б) прямую стратегию – решение кризисных и конфликтных ситуаций, потрясающих общество и государство; сокращение террористических актов; информационно – аналитическая работа среди «сложных» групп населения; организация помощи жертвам террористического акта; приведение в соответствие с террористической активностью системы органов, занимающихся, контролем над терроризмом и международным терроризмом, причем уделяя внимание (включая по финансовым вопросам) не только органам, предупреждающим акты терроризма и борющимся с ними, но и органам государства, определяющим понятия и соотношение между актами террора в стране, регионе, мире, а также определяющим истоки (причины) и условия, порождающие терроризм и международный терроризм.
Таковы теоретические
основы внутригосударственного контроля
над терроризмом и
Конституция, конституционные федеральные законы РФ дают общеполитические и правовые установки для контроля над терроризмом и международным терроризмом.
Статья 1 Конституции гласит: Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления. В таком государстве человек является высшей ценностью, а признание (конституционно-правовое), соблюдение и защита его прав и свобод – обязанность государства. Защита человека от террористической активности и организация контроля над терроризмом и международным терроризмом – одна из основ политики Российского государства.
В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2006 год) (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), указывается, что конституция заложила хороший фундамент для создания эффективной власти. Однако в контроле над терроризмом современные властные структуры, достигли пока немногого.
Российская
общегосударственная
Закон разрабатывался в течение двух лет с участием ученых и практиков, с заключениями по проекту, которые предоставлялись законодателями учеными, правоохранительными органами РФ.
Закон о борьбе с терроризмом состоит из Преамбулы, восьми глав, включающих 29 статей.
В Преамбуле
говорится, что Федеральный закон
определяет правовые и организационные
основы борьбы с терроризмом в
РФ, порядок координации
Основные принципы борьбы с терроризмом определены в ст. 2 указанного закона:
1. законность;
2. приоритет мер предупреждения терроризма;
3. неотвратимость
наказания за осуществление
4. сочетание гласных негласных методов борьбы с терроризмом;
5. комплексное
использование
6. приоритет
защиты прав лиц,
7. минимальные уступки террористу;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операцией.
Таким образом, в Закон включены как принципы права, так и принципы, лежащие в основе функционирования всей системы органов, занимающихся контролем над терроризмом и международным терроризмом.
Статья 3 Закона о борьбе с терроризмом посвящена понятийному аппарату, и здесь (в Законе) речь идет не о квалификации тех или иных террористических деяний, а именно о понятиях, связанных с осуществлением негативных явлений общественной жизни – терроризмом и международным терроризмом.
Учитывая, что без указания в законе (уголовном) ни одно деяние не может быть признано преступлением, законодатель обращает внимание, что под преступлениями террористического характера он понимает соответствующие преступления, предусмотренные статьями 205–208, 277 и 360 УК РФ 1997 года.
Статья 4 определяет параметры международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом и международным терроризмом в интересах обеспечения безопасности граждан и общества России, а также государства в целом: «РФ в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом». В части 2 статьи 4 говорится:» РФ, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов РФ, однако наносят ущерб РФ, и в других случаях, предусмотренных международными договорами РФ».
В законе содержится также перечень субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом:
1) Правительство РФ (основной субъект руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами);
2) Федеральные органы исполнительной власти (участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции.
3) Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:
– Федеральная служба безопасности РФ;
– Министерство внутренних дел РФ;
– Служба внешней разведки РФ;
– Федеральная служба охраны РФ;
– Министерство обороны РФ;
– Федеральная пограничная служба РФ.
4) Другие Федеральные органы исполнительной власти;
5) Антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.
Глава III «Проведение контртеррористических операций» состоит из 7 статей (10–16), достаточно полно регламентирующих управление и руководство операций, определяющих силы и средства, выделяемые и задействованные в операции, а также регламентирующих правовой режим в районе проведения контртеррористической операции и взаимоотношения с прессой и общественностью.
Значительное внимание Закон о борьбе с терроризмом уделяет защите (правовой и социальной) лиц, участвующих в борьбе с терроризмом и Международным терроризмом (гл.V).
Этому вопросу уделено большое внимание, что вполне оправдано, ибо велик риск всех лиц преднамеренно или случайно оказавшихся в зоне террористической активности. Международная и национальная практика борьбы с терроризмом и международным терроризмом показала, что лица, участвующие в пресечении актов террора, могут успешно решать соответствующие вопросы, если уверены в правовой и социально-экономической защищенности своей и своих семей.
В ст. 21 определяется: при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохранительным интересам, и далее говорится: военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом. Закон о борьбе с терроризмом дает определенные правовые и социальные гарантии лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.
Глава VI посвящена регулированию вопросов ответственности за участие в террористической деятельности.
Статья 23 гласит:
лица, виновные в террористической
деятельности, несут ответственность,
предусмотренную
Закон вводит понятие «ответственность» организации за террористическую деятельность (ст. 25). В случае признания организации террористической она подлежит ликвидации на основании решения суда. В пункте 2 этой же статьи идет речь о международной организации: в случае признания судом РФ международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами РФ, террористической, запрещается деятельность дайной организации на территории РФ; ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящиеся на территории РФ, конфискуются и обращаются в доход государства.
Таким образом, в Законе определяется административная, гражданско-правовая и политическая ответственность организации за террористическую деятельность.
В целом, данный закон создает основу для организации борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Вместе с тем он призван содействовать развитию иных форм контроля над этими явлениями социально-политической жизни: определению понятий и квалификации актов терроризма и международного терроризма, а также поиску истоков (причин) и условий, порождающих терроризм. Закон обеспечивает централизованные начала антитеррористической деятельности всех субъектов борьбы с терроризмом в масштабах РФ, ее субъектов, а также на международном уровне.
Указание на отдельные меры борьбы с терроризмом содержатся также в Законе об обеспечении территориальной целостности РФ (1998 год). Указе Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 года, Постановлениях Правительства России, а также федеральных планах и программах борьбы с преступностью, в таких документах, как Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная 15 июня 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная 17 декабря 1997 года.
Так, 7 декабря 1996 года Правительство РФ приняло постановление №1427 «О национальном плане РФ по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ». В этом Плане, имеющем значительное политическое, правовое и институционное значение для контроля над терроризмом и международным терроризмом, среди организационно-правовых вопросов предусматривается разработка международного соглашения о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, затрагивающими общие интересы и безопасность государств – участников СНГ, а также разработка модельного уставного кодекса о борьбе с терроризмом. Среди организационно-практических мероприятий План предусматривает изучение вопроса о создании единого межгосударственного банка данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям. В первую очередь, это касается лидера преступной среды, организаторов и активных участников международных организованных преступных сообществ.
Далее в Плане
говорится о необходимости
Среди мероприятий информационного и научного характера, предусмотренных Планом и связанных с контролем над терроризмом и международным терроризмом, назовем следующие: правоохранительные органы России должны принять участие в проводимых ежегодно исполнительным секретариатом СНГ научно-практических конференциях по проблемам совершенствования работы правоохранительных органов государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и иными видами опасных преступлении.
План предусматривает развитие сотрудничества в области разработки, производства, поставок вооружения, спецсредств, техники и оборудования для оснащения подразделений по борьбе с организованной преступностью иными видами опасных преступлений.
Информация о работе Терроризм, как социальное и правовое явление