Терроризм, как социальное и правовое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Проблема терроризма и международного терроризма велика, актуальна и очень сложна. Соответственно актуален и насущно важен контроль над терроризмом и международным терроризмом.
Выбор темы дипломного исследования обусловлен интересом к данной проблеме. В условиях современной России она из абстрактной научной и теоретической конструкции превратилась в угрожающую всем и каждому реальность.

Файлы: 1 файл

Терроризм как социальное и правовое явление.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Существует  острая необходимость в конкретизации  особо квалифицирующего признака ст. 205 УК РФ «совершение организованной группой». Размах террористической деятельности в Чеченской Республике показывает, что террористические акты совершаются в большей части именно такими группами. Однако привлечение к уголовной ответственности по ст. 205 УК организаторов преступных групп, в частности. чеченских полевых командиров, не всегда представляется возможным и сопряжено с заведомыми трудностями, поскольку ст. 35 УК указывает, что лицо, создавшее организованную группу, будет нести ответственность за совершенные организованной группой преступления, если они охватываются его умыслом, а умысел руководителей-террористов, как правило, направлен не на совершение конкретного акта терроризма, а имеет более широкие цели, в том числе и международные. Нужно учитывать и то, что деятельность лиц, оказывающих террористам финансовую и иную материальную помощь, настоящим уголовным законодательством не урегулирована. Привлечь их к уголовной ответственности за терроризм практически невозможно, ведь деньги идут не на конкретный терракт, а на финансирование террористической деятельности в целом под весьма благовидным предлогом – оказание гуманитарной помощи, коммерческие сделки и т.д.

Все изложенное вызывает необходимость введения в  УК статьи, устанавливающей уголовную ответственность за террористическую деятельность. За основу можно взять признаки террористической деятельности, предусмотренные ст. 3 Закона. Согласно этой норме под террористической деятельностью понимаются:

1) организация,  планирование, подготовка и peaлизация террористической акции;

2) подстрекательство  к террористической акции, насилию  над физическими лицами и / или организациями, уничтожение материальных объектов в террористических целях;

3) организация  незаконного вооруженного формирования преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в данной акции;

4) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

5) финансирование  заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им. Включение данной статьи в уголовный закон будет более верно отражать и пресекать противоправные действия террористического характера и может способствовать усилению борьбы с подобными проявлениями, в том числе и международными.

Международный терроризм продолжает дестабилизировать  обстановку не только в отдельных  странах, но и в мире в целом, став более опасным и непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов.

Широкое распространение  получили анонимные угрозы в адрес  высшего руководства России, депутатов, должностных лиц разного уровня, предпринимателей. Чаще совершаются попытки шантажировать органы власти обещаниями взрывов на объектах атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производствах. Растет число фактов, когда террористы от угроз и деклараций переходят к конкретным действиям…

Недостатком УК в деле борьбы с терроризмом является также слабая защищенность государственных  или общественных деятелей. Статья 277 УК устанавливает уголовную ответственность лишь за посягательство на их жизнь (умышленное убийство или покушение на убийство). Но ведь применение иного насилия также может повлечь прекращение их государственной и политической деятельности. Например, человек, которому причинили тяжкие телесные повреждения, вряд ли сможет эффективно заниматься своей деятельностью. Кроме того, немалую общественную опасность могут представлять исходящие от террористов угрозы применить насилие к государственным и общественным деятелям. Данный пробел нужно восполнить, предусмотрев уголовную ответственность за насилие или угрозу насилия в отношении государственных или общественных деятелей (диспозиция статьи может быть сформулирована по примеру ст. 318 УК РФ).

В заключение хотелось бы подчеркнуть: чем конкретнее будут  определены в уголовном законе признаки терроризма, тем эффективнее будет, борьба с данным явлением.

Принятие комплекса  мер по созданию общегосударственной  системы противодействия терроризму, включающей в себя укрепление государственных органов, участвующих в предупреждении и пресечении его проявлений; улучшение материально-технической оснащенности и вооружения, введение дополнительных социальных льгот сотрудникам и членам их семей, усиление гарантий правовой защищенности и личной безопасности участников антитеррористических операций, включая свидетелей и потерпевших, особенно на стадии расследования и судебного рассмотрения, – все это позволит существенным образом ограничить терроризм и террористическую деятельность и стабилизировать обстановку в стране.

В большинстве стран мира постепенно признаются центральными интересы, возможности и перспективы личности, зависимость от уровня ее развития, состояния общественной и государственной жизни, межгосударственных отношений.

Личность не устраивают ее подчиненное положение в обществе, зависимость от государственных институтов, слабая возможность уже сейчас, использовать международные институты против всесилия государства, различных общественно-экономических и политических образований национального и транснационального характера. В свою очередь, общество, разделенное на классы и социальные группы по национально-этническому, экономическому и иным признакам, во многом подчиняющееся государству, пока не способно дать личности даже минимум прав и свобод; оно борется с государством, стремящимся, вопреки ходу исторического развития, сохранить свое господство во всех важных сферах человеческой деятельности; оно не может в силу объективного несовершенства международного права в полной мере воспользоваться его гуманистическими возможностями для налаживания связей между субъектами и не субъектами международного права – общественными организациями, промышленными, торговыми и иными компаниями, частными лицами.

Международная (межгосударственная) система, включающая государства, межгосударственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования, различные неформальные объединения государств (например, движения неприсоединения), а также отношения между ними и их правовую основу – международное право, испытывает постоянные потрясения в связи с несовершенством взаимоотношений личности и общества, государства, межгосударственных образований между собой, длительного периода конфронтации (государств и народов) по идейным, расовым, религиозным причинам, слабым использованием всеми компонентами цивилизации внутригосударственных правовых систем и международного права – признанных правовых общечеловеческих ценностей.

Как представляется, центральная причина сложностей, существующих во взаимоотношениях всех важнейших компонентов современной общественно государственной жизни, заключена в той роли, которую играет на нынешнем этапе развития человечества государство. Государство продолжает во многом существовать как сила, навязанная обществу в тот период, когда оно разделилось на враждебные группы людей, готовых уничтожить друг друга из-за низкого уровня развития производительных сил, производственных отношений; как орудие главным образом одного класса, а иногда и одной партии; как творец и пользователь центральных норм, регулирующих общественные отношения, – норм права, действие которых обеспечивается опять-таки специальным аппаратом принуждения самого создателя этих норм, нередко в ущерб иным социальным нормам (морали, нравственности, политики); как основной создатель и применитель правил межгосударственного обобщения – норм современного международного права.

Что касается политического  контроля над терроризмом и международным терроризмом, то очевидно отсутствие полноценных антитеррористических программ на национальном, региональном и международном уровнях, тем более – их согласование. Важен учет и согласование политических основ антитерроризма на всех уровнях: национальном, региональном и глобальном.

Правовой контроль в известной степени развит на всех уровнях, однако отсутствие обоснованных и согласованных политических антитеррористических программ мешает выработке и согласованию полноценных национальных, региональных и международных правовых основ.

Системы органов  государств, призванных контролировать терроризм и международный терроризм, нередко по своему кадровому составу, структуре и компетенции не адекватны терроризму как преступному явлению; особенно это заметно на региональном, национальном уровне (Северный Кавказ, Ирландия, Косово).

Международная институционная система контроля над терроризмом включает органы двустороннего сотрудничества, региональные международные системы и общемировые (ООН, Международная организация уголовной полиции).

Из-за отсутствия согласованных политических антитеррористических программ и правовых основ контроля институционные системы всех уровней борются с терроризмом, главным образом силовыми методами.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. Международное публичное право (сборник документов) в двух томах, М., 2006.

2. Конституция  РФ.

3. Уголовный  кодекс РФ.

4. Закон РФ «О безопасности» Российская газета. 1992 (6 мая).

5. Федеральный  Закон «Об оружии» от 26.12.1996 г.

6. Федеральный  Закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г.

7. Федеральный  Закон «Об использовании атомной энергии» от ф 20.10.19995 г.

8. Указ Президента  РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 года.

9. Постановление  Правительства РФ №1427 «О национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников содружества независимых Государств» от 7 декабря 1996 г. ^ II Специальная литература:

10. Абдулатипов  Р. Национальная политика России на Кавказе:

Концептуальное  видение // Власть. 2004. №1.

11. Александрович  Т. Выдача преступников и ее  значение в борьбе с международным терроризмом: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005 г.

12. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2004.

13. Антонян. Ю.М. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 2006. №4.

14. Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом // стратегия терроризма. Варшава. 1978 г.

15. БернгардА.  Стратегия терроризма. Варшава. 1978.

16. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону, 2007.

17. Витюк В.В. Социальная сущность и идейно-политическая

концепция современного «левого» терроризма. Автореф. канд. дис. М., 2007.

18. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978.

19. Горбунов Ю.С. К вопросу о квалификации терроризма // Московский журнал международного права. 1993.№1

20. Дэнкер Г.  Стратегия антитеррора. Новые пути борьбы с терроризмом // терроризм в современном капиталистическом обществе. Вып. 2. М., 1982.

21. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков, 1997.

22. Емельянов В.П. Особенности объективной стороны терроризма // Государство и право. 1998. №8.

23. Емельянов В.П. Терроризм, бандитизм, диверсия: вопросы разграничения // Государство и право. 1999 №2.

24. Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. 2000. №1.

25. Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000. №3.

26. Жданов Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1975.

27. Уголовное  право России. Учебник / Под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 2005.

28. Замковой В., М. Ильчиков. Терроризм. – глобальная проблема современности. М., 2007.

29. Змеевский А.В. Международно-правовая борьба с терроризмом // Международное право в современном мире. М., 2006.

30. Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.

31. Карташкин  В. Права человека: некоторые итоги  и перспективы. / Власть. N3.

32. Качмазов  О. Уголовная ответственность  за терроризм / Законность.2004. N4.

33. Киреев М.П. Проблемы правового регулирования борьбы с терроризмом на воздушном транспорте // Проблемы расследования преступлений в условиях формирования правового пространства СНГ и развития международного сотрудничества. Спб., 2006.

34. Колосова Ю.М., В.И. Кузнецова. М., 2007.

35. Комииссаров B.C. Преступления, нарушающие общие правила безопасности: Автореф. докт. дис. М., 2007.

36. Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника. – М., 2005.

37. Концепция  национальной безопасности РФ 2007 года.

38. Кудоев А.  Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма // Российская юстиция. 2007. N10.

39. Комментарий  к УК Российской Федерации  / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой.М., 2006.

40. Крыштовская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 2005. №8.

41. ЛатыповУ.П.  О создании механизма расследования  актов международного терроризма // Советское государство и право. 1990.

42. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств» в борьбе с международным терроризмом. М., 1979.

43. Ляхов Е.Г., А.В. Попов. Терроризм: национальный,

Информация о работе Терроризм, как социальное и правовое явление