Тип политической власти, властные ресурсы, уровень легитимности его власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Владимир Ильич Ленин – Вождь трудящегося человечества, развил и применил на деле все идеи, направленные на Общее Благо человечества. Он на практике Октябрьской революции 1917 года способствовал делу Будды и Конфуция, созданием Общинного нравственного государства, делу Сен-Жермена – внедряя идею равенства и братства всех людей. Главной основой Нового государства была идея любви ко всем униженным и оскорблённым, ко всему человечеству, которая дана в Учении Христа. Этим самым он поднял значение человеческой личности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………………3
II. Основная часть
1.Тип политической власти, властные ресурсы, уровень легитимности его власти………………………………………………………………………………….……
2. Особенности функционирования политической системы, принятия властных решений (по схеме Д. Истона)…………………………………………………………………….....7
3. Особенности государства, выдвинувшего его в качестве политического лидера (характеристика по форме правления, форме территориального устройства, политическому режиму)……………………………………………………………...……9
4. Специфика политической партии, партийной системы, предопределившей становление………………………………………………………………...........................10
5. Особенности политической элиты, система, по которой она отбиралась, уровень её эффективности, классификационные характеристики………………………………….12
6. Заинтересованные группы, оказавшие давление на принимавшиеся им решения.................................................................................................................................13
7. Особенности В. И. Ленина как политического лидера по масштабам лидерства, по социальной природе авторитета, по отношению к существующей политической системе, по отношению руководителя к подчинённым, по стилю лидерства…………………………………………………………………………………..15
III. Заключение. Специфика политической культуры общества, выдвинувшего его в качестве политического лидера………………………………………………….………16
Список литературы……………………………………………………………………… 17

Файлы: 1 файл

Vladimir_Ilich_Lenin22 (1).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

«Привратником» в данной схеме можно обозначить партию РКП (б), во главе с В. И. Лениным. Столкнувшись с недовольством со стороны основных групп населения, партия большевиков вынуждена была признать, что ее попытки рывком, непоследовательно создать коммунизм потерпели крах. После этого В. И. Ленин без колебаний выбрал путь временных уступок требованиям населения, но при сохранении командных высот в политике, экономике, идеологии. Крах надежд на скорую мировую социалистическую революцию требовал корректировки курса.

Говоря о ВХОДЕ, хотелось ба затронуть тему военного коммунизма. Распространение военно-коммунистических принципов на все области жизни страны вызвало растущее сопротивление населения. Недовольство крестьян продразверсткой, которая лишала их хозяйства стимула, выливалось в прямые выступления против Советской власти. Неспокойно было и в городах. Страну охватил голод. Народ требовал свободы рынка, требовал прекращения насилия и произвола, допущения русского и иностранного капитала для восстановления хозяйства, развитие кооперации, частичную денационализацию. Народ требовал отказ от политики «военного коммунизма». А так же отмены ряда декретов, направленных против частной собственности. Народ хотел отмены безудержной централизации и милитаризации власти, производства, распределения и снабжения. Возврат кредитов, ликвидацию безденежных расчетов и натурализацию экономики.

Либерализация экономики в годы НЭПа не сопровождалась демократизацией. Введение НЭПа восприняли как возвращение к естественному, нормальному развитию русской революции и ждали от большевистской партии установления буржуазно-демократического строя и либерализации политической системы.

Роль ядра советской  политической системы выполняла Коммунистическая партия.

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров – Политическом бюро (Политбюро) Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры.

Основываясь на отношении к действительности можно сказать, что тип политической системы в период лидерства был консервативный, то есть направленный на сохранение сложившихся структур и функций. Ориентируясь на состояние политической структуры и уровень политической культуры - тоталитарный, сохраняющий авторитарность власти, распространяющей тотальный контроль над всеми сторонами жизни общества, которое получило возможность участия в политической жизни, но по программе, заданной государством, правящей партией. Если же опираться на подход Ч.Ф. Эндрейна, то данную политическую систему можно отнести к бюрократически авторитарной, для которой характерными чертами является, что материальные интересы и нравственные ценности резко отделены друг от друга, государство осуществляет строгий контроль над социальными группами, а отдельные лица практически не имеют возможности противостоять власти. Все это являлось особенностью функционирования политической систем и выполнялось для сохранения монополии на власть.

 

 

 

 

 

Особенности государства, выдвинувшего в качестве политического лидера В. И. Ленина (характеристика по форме правления, форме территориального устройства, политическому режиму).

 

Россия в то время была государством с монархической формой правления, традиционным режимом и унитарным территориальным устройством. Закрытый режим, где оппозиционная деятельность запрещена, поэтому смена руководства происходит в форме наследования. Элита рассматривается как монолитная, внутри нее отсутствует разделение административных и собственно политических функций и, кроме того, элита экономическая совпадает с властвующей. Режим являлся исключающим, так как не обеспечивал механизмы включения населения в политическую жизнь.

При последующем захвате власти государство приобрело форму Республики Советов 1 сентября 1917 года, а после Союз суверенных государств, что в свою очередь привело к тому централизму, который и предполагался Лениным, т.е. власть концентрировалась вокруг партийной организации. Эгалитарно-авторитарный режим стремящийся привлечь внимание акцентацией идеи равенства, сохраняя авторитарный характер власти (коммунистические режимы).

Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Принцип разделения властей не признаётся, так как руководствующая в обществе марксистско-ленинская теория отвергала этот принцип, как игнорирующий классовую природу государства;

Действует принцип демократического централизма;

Функции парламента выполняют или сами Советы, или их палаты;

Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике советской республики само понятие «местное самоуправление» не употребляется);

Функции главы правительства выполняют коллегиальные органы — бюро или Президиумы Советов Народных Комиссаров, либо Советов Министров.

 

 

 

 

 

Специфика политической партии, партийной системы, предопределившей становление В. И. Ленина.

 

Весной 1917 года после того, как большевики взяли курс на пролетарскую революцию, фракция большевиков выделилась в отдельную партию — Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), которая после Октябрьской революции была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)), впоследствии стала Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) (ВКП(б)) и, наконец, КПСС — Коммунистической партией Советского Союза.

Первая часть программы предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезков; отмена выкупных платежей; восьмичасовой рабочий день; отмену штрафов и сверхурочных работ.

Вторая часть ориентировала на победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, переход к социализму.

Процесс складывания партийных систем в тот период был предопределён спецификой сочетания наиболее значимых конфликтов, а именно между собственниками и рабочими.

Российская социал-демократическая рабочая партия:

  1. По вариантам объединения - Союз , связанный идеологической общностью;
  2. По политическому темпераменту- крайне левая партия
  3. По специфике первичной организации- партии-ячейки, формирующиеся не по территориальному, а по профессиональному, производственному признаку, небольшие по численности, более пригодные для подпольной работы, ориентированные на строгую централизацию, на преобладание вертикальных связей («изобретение коммунистов», по мнению М. Дюверже);
  4. По основам внутренней структуры- массовая партия, характеризуются прежде всего многочисленностью состава, постоянной взаимосвязью членов партии; центр власти, представленный профессиональными политиками, находится в самой партийной организации.
  5. По отношению к социальным реалиям: революционная
  6. По специфике идеологии- коммунистическая.

Партийная система состояла из:

РСДРП- крайне левая партия

«Союз русского народа»- крайне правая партия

Кадеты- левый центр

Октябристы- правый центр

Специфику политической системы необходимо рассматривать с точки зрения классификации Д. Сартори:

На уровне 1905-1907 года –это была система при которой диалог между партиями затруднен, а влияние антисистемных партий резко возрастает.

До 1917 года в России преобладала система крайнего плюрализма (отличающаяся затрудненностью процесса принятия властных решений в связи с крайней поляризацией политического спектра, значительным усилением антисистемных партий);

1917 год характеризуется  переходом в атомизированную систему (система в точке бифуркации, кризиса, когда диалог между партиями становится невозможен и процесс принятия властных решений парализуется).

До 6 июля 1917 года, пока был союз с левыми эсерами система с преобладающей партией (идущей на диалог с другими партиями, но контролирующей процесс принятия властных решений);

Июль 1917 система с партией-гегемоном (допускающей наличие других партий, но сохраняющей монополию на принятие властных решений);

К 1922 однопартийная система с эксклюзивной правящей партией (для обозначения партии, обеспечивающей в рамках однопартийной системы полный контроль партийного руководства над политическими ресурсами).

РСДРП проложила дорогу однопартийности в отечественной политической системе.

 

 

 Особенности  политической элиты, система по  которой она отбиралась, уровень  ее эффективности, классификационные  характеристики.

 

Политическая элита - внутренне сплоченная социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.

Эффективность элиты определяется не только её качественными характеристиками, но и той ситуацией, в которую она ставится обществом. Наличие механизмов контроля над действиями политической элиты со стороны общества, столь необходимое самому обществу, ограждает политическую элиту от неизбежной в условиях безответственного всевластия деградации, что и случилось с элитой того времени так как отсутствовала элементарная свобода элит, разделение властей и демократические процедуры политического процесса. Хоть и делались некие попытки на примере Конституции РСФСР 1918 года, где политическая элита во главе с В.И.Лениным с одной стороны вроде и вносила свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16) но тут же напоминала о классовой не равности и закрепляла применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя, так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция

закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее

принудительное безвозмездное изъятие.

В учении В.И. Ленина была разработана специфическая концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, призванной руководить обществом вплоть до ликвидации классов и построения коммунизма.

Так же элиту того времени можно характеризовать следующим образом:

- действовала система гильдий, для которой характерны закрытость, небольшой круг электората, многочисленные формальные требования для занятия должности.

- по отношению к власти является правящей.

- по уровню компетенции высшая (общенациональная).

- элита с неэффективными показателями (низкий уровень благосостояния общества, политическая нестабильность, и т.д.).

- всеобъемлющий характер политического руководства партийной элиты;

- идеологичность как важный признак элиты, дающий ей право на руководство обществом;

- жесткая иерархичность политической элиты;

- сама правящая элита уподобляется армейским структурам, выделяется вождь;

- фактическая власть концентрируется у высшего руководства.

В целом концепция элиты базировалась на утопических представлениях о социально-экономической организации общества, отрицающих такие достижения человеческой цивилизации, как рынок, демократия, права и свободы личности и др.

 

Заинтересованные группы, оказавшие давление на принимавшиеся

В. И. Лениным решения, источники и каналы их влияния.

 

С начала организации профсоюзов большевистская партия постоянно вела упорную борьбу с мелкобуржуазными партиями — меньшевиками и эсерами за руководство профсоюзами, за превращение их в опорные пункты партии, против реформистских и анархо-синдикалистских тенденций в профсоюзном движении. Большевики выступали против нейтральности профсоюзов.

В годы 1-й мировой войны 1914—18 ряд профессиональных организаций был разгромлен. Профсоюзы руководимые большевиками, выступали против империалистической войны, призывали рабочих к бойкоту военно-промышленных комитетов.

Победа февральской революции 1917 создала условия для активной деятельности профсоюзов. В марте — апреле 1917 в Петрограде и Москве было организовано 130 профсоюзов, а всего по стране — около 2 тыс. Они объединяли до 1,5 млн. чел. С помощью профсоюзов партия большевиков привлекала трудящихся к участию в митингах и демонстрациях протеста против политики буржуазной власти. После победы Октябрьской революции 1917 роль и задачи профсоюзов коренным образом изменились. Из полулегальных организаций угнетённого и эксплуатируемого класса они превратились в общественные объединения пролетариата, ставшего господствующим классом. профсоюзов сыграли большую роль в борьбе за установление и упрочение Советской власти, в сломе старого и создании нового государственного аппарата, организации рабочего контроля, национализации промышленности, воспитании у рабочих сознательной трудовой дисциплины. Профессиональные организации заботились об улучшении условий труда и быта трудящихся. В период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 главное в деятельности провсоюзов — защита социалистического Отечества. Будучи верными помощниками Коммунистической партии, профсоюзы всю организаторскую и воспитательскую деятельность направляли на помощь Красной Армии, на укрепление тыла, борьбу с голодом, повышение производительности труда, особенно на оборонных предприятиях. Превращение страны в военный лагерь отражалось и на методах работы профсоюзов в них вводились обязательное и коллективное членство, кооптация и назначенство вместо выборности и др. Профсоюзы провели 4 мобилизации членов профсоюзов (в мае и октябре 1919, мае и августе 1920), направив на фронты десятки тысяч бойцов. Активно участвуя в борьбе с голодом, профсоюзные организации промышленных центров включались в формирование продотрядов. В августе 1918 — апреле 1920 профсоюзы направили на продовольственную работу до 80 тыс. чел.

Информация о работе Тип политической власти, властные ресурсы, уровень легитимности его власти