Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:57, реферат
Основная цель моей работы рассмотреть тоталитаризм в аспекте его феноменальности.
Задачи, поставленные мной для исследования этой темы:
- проанализировать особенности тоталитаризма как политического режима
- рассмотреть разные формы тоталитаризма
- выделить основные признаки тоталитарного режима
- изучить влияние тоталитаризма на человека и на общество вцелом.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Предпосылки тоталитаризма………………………………….5
1.2 Основные черты тоталитарного общества…………………..10
1.3 Возникновение тоталитаризма в России…………………….12
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН….
2.1.Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества……………………………………………… 14
2.2. Разновидности тоталитаризма………………………………17
2.3.Тоталитарное государство и человеческое общество………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. тоталитаризм как исторический феномен
ГЛАВА 2. Тоталитаризм как политический феномен….
2.1.Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества……………………………………………… 14
2.2. Разновидности тоталитаризма………………………………17
2.3.Тоталитарное государство и человеческое общество………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение.
Тоталитаризм как тип
Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризм лишь политическая метафора, в частности в американской «Энциклопедии социальных наук» 1968 года он назван «ненаучной концепцией».
Так же нет среди политологов единого мнения о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие – достоянием индустриальной эпохи, третьи – феноменом исключительно двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого как восточными, так и европейскими есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы, в отличие от тоталитарных систем, не менялись а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же требований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что , контролируя мысль, оно не фиксируют ее на чем – то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.
Объектом исследования является тоталитаризм, а предметом – феноменальность существования этого политического режима.
Основная цель моей работы рассмотреть тоталитаризм в аспекте его феноменальности.
Задачи, поставленные мной для исследования этой темы:
- проанализировать особенности
тоталитаризма как
- рассмотреть разные формы
- выделить основные признаки тоталитарного режима
- изучить влияние тоталитаризма на человека и на общество вцелом.
Методы исследования, применяемые для достижения цели этой работы это систематизация и анализ различных источников, описывающих само явление тоталитаризма, его особенности и специфику. Только комплексное изучение всевозможных исторических и политических источников позволит объективно оценить и проанализировать особенности развития и становления такого политического режима как тоталитаризм, который был присущ целой эпохе развития нашей страны.
Глава 1. Тоталитаризм как исторический феномен.
Теория
тоталитаризма складывалась в 40— 50-х
гг. и получила развитие в последующие
десятилетия. Она широко использовалась
Западом в целях идеологической
борьбы против коммунистических стран.
Первые классические теоретические
исследования по проблемам тоталитаризма
— работы Ф. Хайека «Дорога к рабству»
(1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма»
(1951), а также совместный труд К. Фридриха
и З. Бжезинского «Тоталитарная
диктатура и автократия» (1956), в
котором сделана попытка
Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Итак, предпосылками тоталитаризма являются:
Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.
На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» .
Порождением
индустриализма и этатизма (резкого
расширения государственного влияния)
является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-
Тоталитарные
коллективистские представления значительно
расходятся у элит и масс. Если для
политической элиты характерно преимущественно
рационалистическо-
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека автоматизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.
Тоталитаризм
имеет для социально
Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.
Психологическая
неудовлетворенность
Маргиналы
обычно нигилистически настроены по
отношению к прошлому, не дорожат
им и склонны к различным
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.
В Германии
социальной опорой национал-социалистического
тоталитаризма стал новый «промежуточный
класс» — многочисленные конторские
служащие, машинистки, учителя, торговцы,
администраторы, мелкие чиновники, небогатые
представители свободных
Итак, общие
предпосылки тоталитаризма
1.2. Основные черты тоталитарного общества.
Теория тоталитаризма складывалась в 40-50 гг. ХХ века и получила развитие в последующие десятилетия. Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд двух американских политологов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последнем сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:
1. Официальная
идеология, т.е. комплекс идей,
обосновывающий право этих
2. Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.
3. Система
террористического
4. Партийный
контроль за средствами