Тоталитаризм как исторический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Основная цель моей работы рассмотреть тоталитаризм в аспекте его феноменальности.
Задачи, поставленные мной для исследования этой темы:
- проанализировать особенности тоталитаризма как политического режима
- рассмотреть разные формы тоталитаризма
- выделить основные признаки тоталитарного режима
- изучить влияние тоталитаризма на человека и на общество вцелом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Предпосылки тоталитаризма………………………………….5
1.2 Основные черты тоталитарного общества…………………..10
1.3 Возникновение тоталитаризма в России…………………….12
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН….
2.1.Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества……………………………………………… 14
2.2. Разновидности тоталитаризма………………………………17
2.3.Тоталитарное государство и человеческое общество………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 25

Файлы: 1 файл

САМ РЕФЕРАТ.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................     3

 

ГЛАВА 1. тоталитаризм как исторический феномен 

    1. Предпосылки тоталитаризма………………………………….5
    2. Основные черты тоталитарного общества…………………..10
    3. Возникновение тоталитаризма в России…………………….12

 

ГЛАВА 2. Тоталитаризм как политический феномен….

   2.1.Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества………………………………………………    14

   2.2. Разновидности тоталитаризма………………………………17

   2.3.Тоталитарное государство и человеческое общество………19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................  22

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................   25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских  слов totalitas (полнота, целостность) и totalis (весь, полный, целый). Понятие тоталитаризм впервые возникет в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце 30-х годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определен как « закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие – от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется и контролируется из единого центра».

Необходимо отметить, что часть  политологов считает, что тоталитаризм лишь политическая метафора,  в частности  в американской «Энциклопедии социальных наук» 1968 года он назван «ненаучной концепцией».

Так же нет среди политологов  единого мнения о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают  его вечным атрибутом человеческой истории, другие – достоянием индустриальной эпохи, третьи –  феноменом исключительно  двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов  считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными  системами прошлого как восточными, так и европейскими есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в  том, что эти системы, в отличие  от тоталитарных систем, не менялись а  если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь  указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и  тех же требований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что , контролируя мысль, оно не фиксируют ее на чем – то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть  предержащих.

Объектом исследования является тоталитаризм, а предметом – феноменальность существования этого политического режима.

Основная цель моей работы рассмотреть тоталитаризм в аспекте его феноменальности.

Задачи, поставленные мной для исследования этой темы:

- проанализировать особенности  тоталитаризма как политического  режима

- рассмотреть разные формы тоталитаризма

- выделить основные признаки  тоталитарного режима

- изучить влияние тоталитаризма  на человека и на общество  вцелом.

Методы исследования, применяемые для достижения цели этой работы это систематизация и анализ различных источников, описывающих само явление тоталитаризма, его особенности и специфику. Только комплексное изучение всевозможных исторических и политических источников позволит объективно оценить и проанализировать особенности развития и становления такого политического режима как тоталитаризм, который был присущ целой эпохе развития нашей страны.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Тоталитаризм как исторический феномен.

    1. Предпосылки тоталитаризма.

Теория  тоталитаризма складывалась в 40— 50-х  гг. и получила развитие в последующие  десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические  исследования по проблемам тоталитаризма  — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная  диктатура и автократия» (1956), в  котором сделана попытка эмпирически  обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы  периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение  устоев общества в условиях новой  социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Итак, предпосылками  тоталитаризма являются:

Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным  лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

На этой ступени развития в ряде стран  появились мощные организационные  монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и  наладившие тесное взаимодействие с  государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в  общественной жизни, равно как и  очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали  иллюзии возможности перехода к  рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в  масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации  могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм  представляет собой специфическую  попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального  противоречия между усложнением  социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма  Муссолини отмечал: «Мы первыми  заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» .

Порождением индустриализма и этатизма (резкого  расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.

Тоталитарные  коллективистские представления значительно  расходятся у элит и масс. Если для  политической элиты характерно преимущественно  рационалистическо-индустриальное видение  общей цели, то у масс сознание может  носить общинно-коллективистский характер, что особенно проявилось в странах  Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на сознании, исходящем  из безусловного подчинения индивида коллективу.

Одной из важнейших субъективных предпосылок  тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека автоматизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.

Тоталитаризм  имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую  привлекательность. Он дает надежду  с помощью новой веры и организации  утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем  отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п. С  помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту .

Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей  возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности  и возвыситься над окружающими  с помощью принадлежности к избранной  социальной (национальной, расовой) группе или партии.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность  тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат  им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими  утопиями. Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

С помощью  социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих  целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал-социалистического  тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» — многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые  представители свободных профессий  и т.п., положение которых значительно  ухудшилось по сравнению с привилегированным  положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социалистического  движения в первые годы его существования  были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической  партии.

Итак, общие  предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Эти и другие благоприятные  для тоталитаризма факторы могут  быть использованы лишь при наличии  соответствующих политических условий. К ним относятся: этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным, непосредственным творцом тоталитаризма как реального политического строя.

 

1.2. Основные черты тоталитарного  общества.

Теория  тоталитаризма складывалась в 40-50 гг. ХХ века и получила развитие в последующие десятилетия. Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд двух американских политологов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последнем сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

1. Официальная  идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов  на существование, претендует  на охват всех без исключении сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем интересы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».

2. Монополия  на власть одной политической  партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.

3. Система  террористического полицейского  контроля, который осуществляется  не только за «врагами народа»,  но и за всем обществом. Контролируются  отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль  права, закона: власть получает  законом не ограниченные и  закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправовым.

4. Партийный  контроль за средствами массовой  информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.

Информация о работе Тоталитаризм как исторический феномен