Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 16:57, реферат
Основная цель моей работы рассмотреть тоталитаризм в аспекте его феноменальности.
Задачи, поставленные мной для исследования этой темы:
- проанализировать особенности тоталитаризма как политического режима
- рассмотреть разные формы тоталитаризма
- выделить основные признаки тоталитарного режима
- изучить влияние тоталитаризма на человека и на общество вцелом.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Предпосылки тоталитаризма………………………………….5
1.2 Основные черты тоталитарного общества…………………..10
1.3 Возникновение тоталитаризма в России…………………….12
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН….
2.1.Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества……………………………………………… 14
2.2. Разновидности тоталитаризма………………………………17
2.3.Тоталитарное государство и человеческое общество………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 25
5. Всеобъемлющий
контроль над вооруженными
6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.
Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два – официальная идеология и монополия одной массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.
1.3.Возникновение
Существует довольно
К сожалению, подобная
С этой точки зрения неверно
такое разделение: Сталин и его
административно-командный
Тоталитаризм в СССР прочно установился
в годы правления Сталина. Сталин
Иосиф Виссарионович был
Глава 2. Тоталитаризм как политический феномен.
2.1. Политические и социально-экономические черты тоталитарного общества.
В соответствии
с логикой тоталитарной системы
всеобъемлющая идеологизация
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.
В то же
самое время тоталитарная политическая
система претендует на выражение
народной воли, воплощение высшей народности,
или демократии высшего типа. Она
использует безальтернативные, преимущественно
аккламационные формы демократии, предполагающие
принятие решений без голосования
на основе непосредственной реакции
участников собрания и создающие
видимость всенародной
К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх — главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
Социальные и экономические черты
Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг — буржуазия, империализм, евреи и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.
Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».
Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство.
Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
2.2. Разновидности тоталитаризма.
Наряду с общностью основополага ющих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г . Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все
же характеристика социализма советского
типа как тоталитаризма
Вторая разновидность тоталитарных политических систем — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г . Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.
Третья
разновидность тоталитаризма —
национал-социализм. Как реальный политический
и общественный строй он возник в
Германии в 1933 г . Национал-социализм
имеет родство с фашизмом, хотя
очень много заимствует у советского
коммунизма и прежде всего революционные
и социалистические компоненты, формы
организации тоталитарной партии и
государства и даже обращение
«товарищ». В то же время место
класса здесь занимает нация, место
классовой ненависти —
Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.
2.3. Тоталитарное государство и человеческое общество.
Людям
свойственно - и это почти закон
человеческой природы - быстрее и
легче сходятся на негативной почве,
на ненависти к врагам, зависти
к тем, кому лучше живется, чем
на конструктивной задаче. Враг (и внутренний
и внешний) является неотъемлемой частью
арсенала тоталитарного лидера. В
тоталитарном государстве террор и
страх используются не только как
инструмент уничтожения и запугивания
действительных и воображаемых врагов,
но и как нормальный повседневно
используемый инструмент управления массами.
С этой целью постоянно культивируется
и воспроизводится атмосфера
гражданской войны. Также тоталитаризм
должен постоянно демонстрировать гражданам свои
успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых
планов или находить убедительные для
населения доказательства, почему данные
авансы не реализованы. И сюда очень хорошо
вписывается поиск внутренних врагов.
Здесь действует старый, давно известный
принцип: "Разделяй и властвуй". Те,
кто "не с нами, а значит, против нас"
должны подвергнуться репрессиям. Террор
развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной
Стремление тоталитаризма к переделке
человеческой природы - одна из основных
отличительных особенностей его от всех
других форм традиционного деспотизма,
абсолютизма и авторитаризма. С этой точки
зрения тоталитаризм является феноменом
исключительно двадцатого века. Он ставит
задачу полной переделки и трансформации
человека в соответствии с идеологическими
установками, конструирования нового
типа личности с особым психическим складом,
особыми ментальностью, мыслительными
и поведенческими характеристиками, путём
стандартизации, унификации индивидуального
начала, его растворения в массе, сведения
всех индивидов к какому-то среднестатистическому
знаменателю, подавлению личностного
начала в человеке. Таким образом, конечная
цель создания "нового человека"
- формирование индивида, полностью лишённого всякой
автономии. Таким человеком не нужно даже
управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь
теми догмами, которые на данный момент
выдвигаются правящей верхушкой. Однако
на практике проведение этой политики
породило доносительство, писание анонимок
и привело к моральному разложению общества.