Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу. Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы осуществления валютного контроля

1.1. Понятие, цели и принципы валютного контроля

1.2. История возникновения валютного контроля

1.3. Нормативно-правовая база механизма валютного контроля

Глава 2. Участники валютного контроля, организация валютного контроля в РФ

2.1. Органы и агенты валютного контроля

2.2. Организация валютного контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПОЭ.docx

— 375.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы осуществления валютного контроля

 

1.1. Понятие, цели и принципы  валютного контроля

 

1.2. История возникновения  валютного контроля

 

1.3. Нормативно-правовая  база механизма валютного контроля 

 

Глава 2.  Участники валютного  контроля, организация валютного  контроля в РФ

 

2.1. Органы и агенты  валютного контроля

 

2.2. Организация валютного  контроля

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всего времени  обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство  осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение  законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Вопросы необходимости границ валютного  контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются  и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Государственное регулирование валютно-кредитных  отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую  безопасность страны, содействовать  более быстрому росту ее экономики  за счет расширения внешнеэкономических  связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое  хозяйство. Государственное регулирование  в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные  валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических  связей российских предприятий с  зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования  валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имея экономическую природу (в его  основе лежат объективно обусловленные  экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме. Целью работы является рассмотреть понятие и сущность валютного контроля. Для достижения цели решались следующие задачи:

изучить развитие валютного контроля в Российской Федерации;

изучить цели и основные направления  валютного контроля. работы – рассмотреть понятие и сущность валютного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы осуществления валютного  контроля

 

1.1. Сущность, цели и принципы валютного контроля

   

Валютный  контроль - это  деятельность уполномоченных органов  государства (органов и  агентов  валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в  себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной  валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной  валюте, проверку полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям.

    Государственный  валютный контроль может быть  классифицирован  по следующим  критериям:

1. По  степени жесткости: - «жесткий» валютный  контроль  над всеми операциями  резидентов  с иностранными валютами, обычно  полностью исключающий  свободное  обращение последних  на территории  страны; - «мягкий»  валютный контроль, направленный  на регулирование  обращения валюты  внутри страны, без жестких ограничений. 

2. По  направлению товаро- и валютопотоков: - контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты; - контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

3. По  национальной принадлежности  валют: - контролю подвергается обращение   валют определенных стран; - контроль  обращения валют не зависит   от их национальной принадлежности.

4. Обращение  валют  внутри страны: - обращение  иностранной  валюты внутри государства,  запрещается; - обращение иностранных  валют  внутри страны не запрещено.

5. По  временному критерию: - разграничение  мер валютного  контроля в зависимости  от  временной продолжительности   сделок; - независимость прав и   ответственность резидентов в  отношении валютного контроля  от длительности сделок.

6. По  валютному объему  сделок: - дифференциация  требований  к резидентам со  стороны органов  валютного контроля  в зависимости  от сумм контрактов  по внешнеэкономической  деятельности; - независимость требований  к  резидентам от сумм экспортно-импортных   контрактов и сделок с иностранной   валютой.

7. По  продуктовому критерию: - установление  валютного контроля  над экспортно-импортными  валютными  операциями по стратегически   важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие  технологии и т. п.); - отсутствие  градации требований валютного   контроля в зависимости от  товарной номенклатуры экспортно-импортных   валютных сделок.

      Выше выделены  только основные  критерии классификации  видов  государственного валютного  контроля. Любое правительство может  разработать  дополнительно свои  критерии  и строить систему  валютного  контроля с помощью  объединения  свойств вышеназванных  видов  и свойств новых разработанных   видов. 

    Основные  принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов  валютного регулирования и валютного  контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. Целью  валютного контроля является обеспечение  устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

    Для рассмотрения  системы валютного  контроля  необходимо выделить объекты   и субъекты, связанные с ее  функционированием. В соответствии  с Законом «О валютном регулировании»  среди субъектов  валютного  контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного  контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в  сферу валютного регулирования  на территории РФ. Валютный контроль в  Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

    ЦБ  РФ является  основным органом валютного   контроля и валютного регулирования   в РФ. ЦБ РФ управляет валютными   операциями, выдает коммерческим  банкам лицензии на осуществление  валютных операций на российской  территории и за границей, разрешение  уполномоченным предприятиям на  право торговли валютой, разрешение  на открытие счетов за границей. Кроме того, ЦБ РФ определяет  сферу и порядок обращения  в РФ иностранной валюты и  ценных бумаг в иностранной  валюте, устанавливает правила проведения  операций с иностранной валютой,  издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций. Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Уполномоченные  банки - кредитные организации, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

    Главной задачей  валютного контроля в  современных  условиях является ограничение   масштабов утечки капитала из  страны при одновременном поддержании   предложения иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке.  По мнению Банка России, масштабы  и скорость нарастания оттока  капитала таковы, что  они создают  реальную угрозу экономической   безопасности страны. Если в прошлые  годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных  инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных  инвестиций ситуация другая: бегство  капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти  в 3 раза превышает платежи государства  по внешнему долгу.[10.C10]. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

 

    1.2. История возникновения валютного контроля в РФ

 

В истории валютного регулирования  в послереволюционной России условно  можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал  всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это  время имела место полная централизация  валютных доходов от экспорта, который  в свою очередь был монополизирован  государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали  государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной  валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

В целом это было не регулирование  как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй этап развития валютного  рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической  деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право  прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться  система "валютных отчислений", когда  поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику  был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР ''О валютном регулировании" начался третий этап развития валютного  регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую  практику были введены такие понятия  валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная  валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие  валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Информация о работе Валютный контроль