Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу. Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы осуществления валютного контроля

1.1. Понятие, цели и принципы валютного контроля

1.2. История возникновения валютного контроля

1.3. Нормативно-правовая база механизма валютного контроля

Глава 2. Участники валютного контроля, организация валютного контроля в РФ

2.1. Органы и агенты валютного контроля

2.2. Организация валютного контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПОЭ.docx

— 375.02 Кб (Скачать файл)

9) паспорт сделки и  другие документы, перечень которых  определен п. 4 ст. 23 Федерального  закона 2овалютном регулировании  и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления  только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль  соблюдения резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

2) представлять органам  валютного контроля информацию  о валютных операциях, проводимых  с их участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  РФ и актами органов валютного  регулирования.

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

1) знакомиться с актами  проверок, проведенных органами  и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения  и действия (бездействие) органов  и агентов валютного контроля  и их должностных лиц в порядке,  установленном законодательством  РФ;

3) на возмещение в установленном  законодательством РФ порядке  реального ущерба, причиненного  неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного  контроля и их должностных  лиц.

В то же время резиденты  и нерезиденты, осуществляющие в  РФ валютные операции, обязаны:

1) представлять органам  и агентам валютного контроля  документы и информацию, которые  предусмотрены законодательством;

2) вести в установленном  порядке учет и составлять  отчетность по проводимым ими  валютным операциям, обеспечивая  сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания  органов валютного контроля об  устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

 

2.2. Организация валютного контроля  в Российской Федерации

 

Основными направлениями  валютного контроля в России являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

-  проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

-  проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени  совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они  находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс  контроля. Под методами валютного  контроля понимают приемы и способы  его осуществления (наблюдение, проверка, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей  основной целью обеспечение полного  и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом финансовой дисциплины.

Технологическая схема валютного  контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций, производить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями включает сопоставление передаваемых таможенными органами данных о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. Для этого используется специальный документ валютного контроля – паспорт экспортной сделки. Основной механизм валютного контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установленные законодательством. Схема общего валютного контроля за поступлением экспортной выручки приведена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Схема валютного  контроля за поступлением валютной выручки

Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов следует  выделить несколько этапов контроля за поступлением валютной выручки от экспорта:

-  предварительный контроль правильности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;

-  формирование в Государственном таможенном комитете (ГТК) учетной карточки (УК) валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей валютной выручки с последующим обменом и анализом информации по учетной карточке;

-  после зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар;

-  при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК России (ГНИВЦ) по истечении 90 дней со дня экспорта товара производят их анализ с целью выявления нарушителей валютного законодательства и применения к ним соответствующих санкций.

Таможенные органы принимают  экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декларации (ГТК) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранной банках).

На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления  на транзитные счета экспортеров  валютной выручки. Реестр содержит сгруппированную  по уполномоченным банкам по признаку близости сроков информацию об отгрузке товаров на экспорт, а также о  суммах и сроках поступления валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах, один из которых разделяется банком на учетные  карточки, распределяемые по досье  клиентов, а второй экземпляр заполняется  и отсылается обратно в таможенные органы. В течение десяти дней со дня выпуска товаров экспортер  обязан представить в уполномоченный банк копию ГТД, заверенную таможенными  органами.

Банк в свою очередь  направляет в таможенные органы в  течение трех банковских дней учетные  карточки для идентификации сумм, поступающих на счет экспортера в  данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.

Заполненная экспортером  ксерокопия учетной карточки подписывается  лицом, имеющим право первой подписи  по счету, скрепляется печатью и  представляется в уполномоченный банк, где она проверяется с точки  зрения правильности сумм и дат.

Завершив работу с копиями  учетных карточек, присланных экспортерами, уполномоченный банк заполняет все  графы реестра и направляет его  не позднее контрольного срока возврата для дальнейшей обработки в ГНИВЦ  с целью подготовки оперативных  и статистических сведений, необходимых  для осуществления валютного  контроля.

Из ГНИВЦ обработанная информация направляется в таможенные органы, а также по запросам –  в Федеральную службу валютного  и экспортного контроля, Центральный  Банк РФ и т.п. для расследования  случаев нарушения норм валютного  законодательства.

После того, когда в полном объеме был задействован механизм валютного  контроля за поступлением валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции.

Действующий в настоящее  время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки. На рис. 2 представлена схема валютного контроля за импортными операциями. 

 

Рис. 2. Схема валютного  контроля за операциями импорта

 

От валютного контроля освобождаются сделки, предусматривающие  ввоз товаров по договорам лизинга, а также ввоз оборудования и материалов иностранными фирмами-нерезидентами  по договорам подряда на капитальное  строительство в России, когда  условиями этих договоров стоимость  ввозимых товарно-материальных ценностей  не определена (в противном случае требуется оформление паспорта импортной  сделки).

В России функционирует двухуровневая  система валютного контроля, состоящая  из органов валютного контроля и  их агентов.

Вопросы ответственности  за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами. Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», должностные  лица юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

 

 

Заключение

 

Существующая система  валютного регулирования и валютного  контроля строится на принципах приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области  валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы  в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике  всех стран. В этой связи экспорт  носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного  контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность  перекачивать капитал заграницу.

В настоящее время в  связи с устойчивым экономическим  ростом и улучшением платежного баланса  страны система валютного регулирования  претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного регулирования с одновременным  усилением системы валютного  контроля, в том числе системы  учета и отчетности по валютным операциям.

Итак, в работе были рассмотрены  важнейшие принципы, лежащие в  основе системы валютного контроля Российской Федерации. Как видно, валютное законодательство страны подразумевает  контроль государственных органов  за проводимыми валютными операциями.

Валютный контроль обеспечивает соблюдение валютного законодательства. Валютный контроль — это гарантия уверенности в безопасности, надежности совершенных операций.

Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов  с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приводит к  необходимости либерализации валютного  законодательства, к постепенной  отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.).

Контроль в валютной сфере  направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми  операциями. Эти задачи актуальны  и для нашей страны.

В РФ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

 

Список использованной литературы

 

1. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник. М.: Экономистъ, 2007.

2. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3.  Финансовое право: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Российская Федерация (173-ФЗ). О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ // Аудит. - 2004. - N 3. - С. 15-16.

5. Буева М. И. Упростить валютный контроль для перестрахования / М. И. Буева // Финансы. - 2008. - N 11. - С. 50-52.

6. Валютное право: учебное пособие / [Алексеева Д.Г. - к.ю.н., доц. и др.]. - Москва: Норма, 2007. - 351 с.

7. Гринберг Н. Валютный контроль в России: проблемы и перспективы развития / Гринберг Николай // Управление: история, наука, культура: Тез. докл. 7-й студен. конф. (22-23 апр. 2003 г.). - Петрозаводск, 2003. - С. 100-103

Информация о работе Валютный контроль