Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу. Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы осуществления валютного контроля

1.1. Понятие, цели и принципы валютного контроля

1.2. История возникновения валютного контроля

1.3. Нормативно-правовая база механизма валютного контроля

Глава 2. Участники валютного контроля, организация валютного контроля в РФ

2.1. Органы и агенты валютного контроля

2.2. Организация валютного контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПОЭ.docx

— 375.02 Кб (Скачать файл)

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой  СССР и с иностранной валютой  на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов  власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании  и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено  гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основным органом валютного  регулирования был определен  Государственный банк СССР, что соответствует  практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих  государств. Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята  небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" практически  все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической  деятельности, стало разработанное  Госбанком СССР в соответствии с  его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения о  регулировании валютных операций на территории СССР".

В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). "Основные положения" регламентируют отдельные вопросы открытия и  ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших  уполномоченных банках. "Основные положения" и некоторые другие нормативные  акты Госбанка СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и  нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере.

Объективная ограниченность этих документов и их отдельные недостатки были обусловлены  быстрыми изменениями экономической  ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с  иностранными государствами, неопределенностью  стратегических ориентиров экономической  политики государства, новизной задач  валютного регулирования и нехваткой  практического опыта решения  возникающих проблем, ограниченностью  времени и сил при решении  задач большого объема и сложности.

Тем не менее, следует признать, что "Основные положения" внесли существенный вклад в упорядочение валютных отношений  между субъектами хозяйственной  деятельности, в разработку единых "правил игры", обязательных для  всех участников развивающегося рыночного  хозяйства. В течение определенного  времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической  ситуации, "Основные положения" оставались базовым документом валютного регулирования.

Процессы либерализации и бурного  развития внешнеэкономической деятельности в России заложили основу правового  механизма валютного регулирования. 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ №3615-1 «О валютном регулировании и  валютном контроле». С вступлением  в силу данного закона были заложены основы валютного регулирования  в России. Валютная монополия государства  сменилась государственным валютным регулированием. В соответствии с  ним были определены принципы проведения операций с российской и иностранной  валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного  контроля, права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, а так же установлена ответственность  за нарушение валютного законодательства.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", отдельные неточности и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране.

На данный момент времени экономическая  ситуация в стране складывается таким  образом, что вышеперечисленные  опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг  на территории Российской Федерации  сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля, Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте зареализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15.08.1997г.).

Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка России, Департаментом валютного регулирования и валютного контроля и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ.

В случае использования при расчетах пластиковых карт международных  систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной  валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых  карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей нормализации функционирования внутреннего валютного рынка (сближению  курсов рынков наличной и безналичной  иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свойсчет), несомненно, способствует утвержденное Банком России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а также инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

 

1.3. Нормативно-правовая  база механизма валютного контроля 

 

    Существует  система  нормативно-правовых актов, представляет  собой юридический  механизм  регулирования валютных отношений,  имеющий двойное функциональное  назначение. Во-первых, он выполняет   статическую функцию, закрепляя   уже сложившийся комплекс валютных  отношений; во-вторых, ему присуща   динамическая функция, которая  выражается в том, что создаются  предпосылки  для дальнейшего  развития и трансформации   данного комплекса, т.е. возможность   его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).

    Механизм валютного  регулирования включает в себя  три структурных элемента:

     1. Валютное  законодательство, принимаемое   различными государственными органами;

     2. Валютные  отношения, складывающиеся  между  различными субъектами  по поводу  совершения ими операций  с  валютными ценностями;

     3. Регулятивное  воздействие валютного  законодательства  на валютные  отношения, осуществляемое  в различных  формах.

    Основной  акт  валютного законодательства —  Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. № 173-ФЗ «О валютном  регулировании  и валютном  контроле». Закон состоит из  пяти глав, логически связанных  между собой (глава 1 «Общие  положения»; глава 2 «Валютное регулирование»; глава 3 «Репатриация резидентами  иностранной валюты и валюты  РФ и обязательная продажа  части валютной выручки»; глава  4 «Валютный контроль» и глава  5 «Заключительные положения»).

    В Законе четко  сформулированы основные принципы  валютного регулирования  и  валютного контроля (ст. 3). В  Законе  по-новому обозначены органы валютного   регулирования, в число которых   в настоящее время входят Центральный   банк РФ и Правительство РФ, причем Правительству отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5).

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Участники валютного контроля и организация валютного контроля в Российской Федерации

 

      2.1. Органы и агенты валютного контроля

 

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным  органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому  мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку РФ, а также  не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

2) проводить проверки полноты  и достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и  их должностные лица также имеют  право:

-  выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

-  применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность  физического лица;

2) документ о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус  юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке  на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие  права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие  права нерезидентов на осуществление  валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые  органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента,  если получение нерезидентом  таких документов предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

7) уведомление налогового  органа по месту учета резидента  об открытии счета (вклада) в  банке за пределами территории  РФ;

8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз  в РФ валюты РФ, иностранной  валюты и внешних и внутренних  ценных бумаг в документарной  форме;

Информация о работе Валютный контроль