Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:58, контрольная работа
Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д.
Введение……………………………………………………..…..…3
1. Социальный смысл и назначение власти ………………....…..4
2. Условия возникновения и существования власти ………...….8
3. Специфика политической власти ……………………………..11
4. Концепция разделения властей и ее особенности в России…15
Заключение ………………………………………………………..34
Литература ………………………………………………………...36
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Политология»
на тему:
«ВЛАСТЬ»
Студента:
5 курса, заочного отделения
53 группы
Руководитель
Москва 2011
Содержание.
Введение……………………………………………………..
1. Социальный смысл и назначение власти ………………....…..4
2. Условия возникновения и существования власти ………...….8
3. Специфика политической власти ……………………………..11
4. Концепция разделения властей и ее особенности в России…15
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение.
Понятие власти является одним из центральных в политологической науке. Оно дает ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и процессов, самой политики. В сфере политики значение власти можно определить формулой. «Нет политики без власти, нет власти без политики». Борьба за завоевание власти и осуществление власти - это основное содержание политики, а потому и основной вопрос, которым занимается политология.
Термин «власть» многозначен
и открывает широкую
Во все времена политическая
наука считала неразрывными политику
и власть. Власть есть основной инструмент
и цель политики в обществе. Общество
потому и является обществом, что
объединяющими факторами
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.
Тема власти актуальна во все времена, так как власть существует и существовала во все времена. Она характерна для любого объединения людей.
1. Социальный смысл и назначение власти
С незапамятных времен власть всегда была связана с проявлением силы как в физическом, так и в социальном смысле. Поэтому нередко именно сила (принуждение) рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и т.д.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Есть и другие, более глубокие источники власти. Одним из них является богатство, владение материальными ценностями в виде денег, собственности - или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, финансированием определенных политических партий, движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.
К важнейшим источникам власти относятся знании и информация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества. Как считает известный американский социолог О.Тоффлер, в конце XX - начале XXI в. именно знания и информация становятся важнейшими источниками власти. «В современном мире, - подчеркивает он, - знания в силу своих преимуществ бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».
Наконец, специфическим источником власти является сам человек. Люди - это универсальный, многофункциональный источник власти, который создает все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В то же время он не только источник, но и субъект и объект власти.
Власть - субъектно-объектное отношение, поэтому основными ее структурными элементами являются субъект и объект. Властвующий субъект воплощает в себе активное, направляющее начало, им может быть как отдельный человек, так и общность людей.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств: желанием властвовать, волей к власти, готовностью брать на себя ответственность; знанием дела, за которое берется; умением руководить подчиненными, авторитетом. Конечно, в реальной жизни люди наделенные властью в разной степени наделены этими качествами, но все же знания, умения, профессионализм - неотъемлемый атрибут власти. Это главнейший гарант обязательной выполнимости объектом требований субъекта власти.
Немаловажную роль в системе властных отношений играет и объект власти. Это обусловливается тем, что власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и поданного, т.е. субъекта и объекта. Она не возможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти.
Структура власти не сводится только к взаимодействию субъекта и объекта. Она опосредуется и целым комплексом различного рода средств, которые в современной политологической литературе называются ресурсами, или основаниями, власти. К одним из таких ресурсов относится социальные. Социальные ресурсы используют как для поощрения объектов власти (материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков) так и и для принуждения (меры административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа), еще бывают нормативные методы воздействия (средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти).
Социальное назначение политической власти и ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Её функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни; преодоления конфликтов и противоречий; создания условий для нормальной человеческой жизни; укрепления порядка и стабильности общества и государства.
Понятие «власть» фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.
Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Принуждение есть аналитическая категория, тесно связанная с категориями власти, влияния и авторитетно-властного полномочия. Претензия на обладание монополией на законное применение физического принуждения является отличительным признаком государства. Взаимодействия, в основе которых лежит принуждение, глубоко конфликтны по своему существу и в типичных случаях сопряжены с угрозой применения или применением силы.
2. Условия возникновения и существования власти
Изначальным источником власти является объективная неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их ролевых функций. И это важно подчеркнуть, потому что при равном положении, при тотальном равенстве власти нет, она возникает только из субъективных различий людей. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающих право одним влиять на других.
И так, первым, и одним из основных
условий возникновения и
Вообще человек является универсальным, многофункциональным источником власти, который создает все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации. В то же время он не только источник, но и субъект и объект власти. Власть это прежде всего отношения между субъектом и объектом, поэтому основными ее структурными элементами являются субъект и объект. Властвующий субъект воплощает в себе активное, направляющее начало, им может быть как отдельный человек, так и общность людей.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств: желанием властвовать, волей к власти, готовностью брать на себя ответственность; знанием дела, за которое берется; умением руководить подчиненными, авторитетом. Конечно, в реальной жизни властьимущие в разной степени наделены этими качествами, но все же знания, умения, профессионализм - неотъемлемый атрибут власти. Это главнейший гарант обязательной выполнимости объектом требований субъекта власти.
Немаловажную роль в системе властных отношений играет и объект власти. Это обусловливается тем, что власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и поданного, т.е. субъекта и объекта. Она не возможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти.
Структура власти не сводится только к взаимодействию субъекта и объекта. Она опосредуется и целым комплексом различного рода средств, которые в современной политологической литературе называются ресурсами, или основаниями, власти.
Ресурсы власти - это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используются для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага с помощью которых, субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые социальные слои населения. Эти средства используются как для поощрения, так и для наказания. Например, предоставление определенных социальных льгот различным категориям людей (увеличение заработной платы, снижение налогов и т.д.) или, наоборот, лишение этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовестным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).
Принудительными ресурсами обычно выступают меры силового и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непосредственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в различных формах (подавление, насилие в тоталитарных государствах; убеждение, руководство, формирование общественного мнения - в демократических).
Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий - с влиянием непосредственно на сознание человека.
Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъектами, как правило, комплексно, особенно крупными политическими субъектами, такими как государство.
3. Специфика политической власти
Политическая власть представляет
собой способность и