Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:58, контрольная работа
Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д.
Введение……………………………………………………..…..…3
1. Социальный смысл и назначение власти ………………....…..4
2. Условия возникновения и существования власти ………...….8
3. Специфика политической власти ……………………………..11
4. Концепция разделения властей и ее особенности в России…15
Заключение ………………………………………………………..34
Литература ………………………………………………………...36
- легальностью использования
- публичностью, то есть всеобщностью
и безличностью. Это означает, что
политическая власть, в отличие
от других видов власти, обращается
от имени всего общества на
основе права ко всем
- моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;
- верховенством,
- многообразием ресурсов, находящихся в ее распоряжении.
Политическая власть всегда очень
тесно связана с властью
Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью государства влиять на характер, направления деятельности и поведение людей, социальных групп, классов посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.
Наряду с общими чертами, характеризующими
политическую власть, к специфическим
признакам государственной
1. Суверенность, то есть верховная власть на определенной территории;
2. Обладание монопольным правом на легальное использование насилия;
3. Наличие специального аппарата (механизма) управления;
4. Право на взимание налогов и различного рода сборов;
5. Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
Политическая власть призвана обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы; утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву.
Политическая власть выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие: формирование политической системы общества; организация политической жизни, политических отношений между политическими институтами, партиями, общественными группами, классами, ассоциациями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях и т.д.
Для того, чтобы политическая власть была способной выполнять возлагаемые на нее функции и обеспечивать стабильность в обществе, необходимо выполнение следующих условий:
В политической истории сформировались и в науке описаны различные типы легитимности власти:
легальный тип легитимности: власть
узаконена установленными нормами
права, основана на признанных обществом
конституционных принципах
идеологическая легитимность: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности - идеологические ценности;
традиционная легитимность: власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, укорененным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс. Источник легитимности - традиционное сознание;
харизматическая (персональная) легитимность: признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Источник легитимации - личный авторитет правителя;
легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности. Практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.
В политической практике, как правило,
описанные типы легитимности власти
переплетаются и взаимно
4. Концепция разделения властей и ее особенности в России.
Проблемы разделения властей в
новое время встали в ряд первоочередных
вопросов переустройства общества на
демократических началах. В XVIII веке
выдающийся французский просветитель,
правовед и философ Ш. Монтескье
активно выступал за осуществление
принципа «разделения властей» как
необходимого условия обеспечения
свободы в обществе и предотвращения
деспотизма и тирании. В своём
труде «О духе законов» в 1748 г. он писал:
«Для того чтобы предупредить…
Основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...»2. «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью»3. «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»4. Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий»5.
Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...»6. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей»7.
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа» 8. После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и, как правило, строятся по вертикали. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...»9, отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система сдержек и противовесов: были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Мэдисон - четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: «Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и юридической - в одних руках... можно с полным правом считать определением тирании»10.
В связи с концепцией, которая
предусматривает возможность
В связи с информатизацией
Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом.