Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:58, контрольная работа
Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты - хозяйственной, юристы - государственной, психологи - о власти человека над самим собой, педагоги - о семейной власти и т.д.
Введение……………………………………………………..…..…3
1. Социальный смысл и назначение власти ………………....…..4
2. Условия возникновения и существования власти ………...….8
3. Специфика политической власти ……………………………..11
4. Концепция разделения властей и ее особенности в России…15
Заключение ………………………………………………………..34
Литература ………………………………………………………...36
Как уже отмечалось выше, большое значение для реального разделения властей имеет существование «четвертой власти». Конституция 1993 года закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. «Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена». (29 ст.).
Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разделения властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Но теория разделения властей осуществима прежде всего в плане общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое»18. Пока же мы можем констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. «Здесь открыта не просто дорога самовластию, но - злоупотреблениям самовластием»19. Закрепленные в Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.
Заключение.
В своей работе я раскрыл понятие «власти» в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность. Это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения.
В контрольной я постарался осветить основные вопросы политической власти, такие, как ее сущность, механизм функционирования, принцип разделения властей и ее особенности в России.
Говоря о власти, нельзя не упомянуть о ее тенденциях развития в современных условиях. Таких, как усиление интенсивности процессов демократизации политической власти, возрастание фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти, высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах. Еще одна тенденция - это злоупотребление властью. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти. И последняя тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних лет дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции.
Хотелось бы верить, что подрастающее поколение управленцев, менеджеров будет обладать новым мышлением: будет знать и уважать Закон, а не находить «лазейки» его обхода, будет слугой народа, а не наоборот, как это зачастую бывает, и не превратиться в бюрократию. Для этого и существует такая дисциплина, как политология, изучение которой помогает постигнуть азов политики и позволит правильно воспользоваться данной этому поколению властью.
На этом я заканчиваю контрольную работу и обобщая все, что было сказано выше, делаю вывод: политическая власть, которая охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, т. е. власть-первооснова политики.
Власть, проблемы власти и полномочий
всегда остаются актуальными, так как
затрагивают все аспекты
Литература
1 Азаркин Н. М. Монтескье: Юридическая литература. – М., 1988. – С. 15
2 Азаркин Н. М. Монтескье: Юридическая литература. – М., 1988. – С. 26.
3 Там же. – С. 31.
4 Там же. – С. 42.
5 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: Юрист. – М., - 1994. – С. 53.
6 Азаркин Н. М. Монтескье: Юридическая литература. – М., 1988. – С. 82.
7 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: Юрист. – М., - 1994. – С. 42.
8 Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты.//Советское государство и право. – 1990. - №8. – С. 14.
9 Конституция США. Конституция и законодательные акты. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1993.
10 Демократия: государство и общество.//Юрист. - 1995. – С. 23.
11 Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение.//Советское государство и право. - 1990. - №2. – С. 43.
12 Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты.//Советское государство и право. – 1990. - №8. – С. 68.
13 Явич Л. С. Господство права.//Правоведение. - 1990. - №5. – С. 15.
14 Основин В. С. Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы.//Правоведение. - 1991. - №2. – С. 79.
15 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М.: «Юрист», 1994. – С.90.
16 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М.: «Юрист», 1994. – С. 122.
17 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М.: «Юрист», 1994. – С. 136.
18 Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты.//Советское государство и право. – 1990. - №8. – С. 148.
19 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М.: «Юрист», 1994. – С. 198.