Возникновение политических идей и теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:45, контрольная работа

Описание работы

Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы общественных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 5
Политические учения Древнего Китая 9
Политическая философия Древней Греции 11
Политические идеи Древнего Рима 15
Заключение 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Алиночка политология.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств» Ростовский филиал

 

 

Контрольная работа   

 

По предмету: «Политология»

На тему: «Возникновение политических идей и теорий»

студентки 3 курса

профиль: «Постановка КДП»

Зубко А.В.

 

 

 

     Преподаватель:

Доц. Кравец А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

 

 

План:

 

 

Введение                                                                                                            3

1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы    5

    1. Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей                              5
    2. Политические учения Древнего Китая                                       9
    3. Политическая философия Древней Греции                               11
    4. Политические идеи Древнего Рима                                            15

Заключение                                                                                                        19

Список  литературы                                                                                           22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе политических наук и политического образования  история политических учений является самостоятельной научной и учебной  дисциплиной одновременно исторического  и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что  в рамках данной политологической дисциплины исследуется и освещается специфический  предмет – история возникновения  и развития теоретических знаний о политике и власти, государстве  и политической системе, история  политических теорий, в которых находит  свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс  наращивания и углубления знаний о политике.

Поэтому вне предмета истории  политических учений остаются не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных  мыслителей и политических деятелей. В общей совокупности политологического  знания прошлого и современности  политические учения занимают особое место.

В отличие от предметов  юридических наук, изучающих историю  государства и права, предметом  истории политических учений являются не сами исторически возникающие  и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие  формы их теоретического познания, играющие существенную роль в качестве одной из важных теоретических предпосылок  развития современного политического  знания, совершенствования теоретических  разработок проблем политики и власти.

Политическая наука прежде чем стать самостоятельной областью обществознания прошла несколько этапов своего становления и развития. В повседневной жизни политикой часто называют любую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение одного человека к другому в любой неформальной группе или семье, подчиненное определенной цели. Часто политику характеризуют как “искусство возможного”. Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными представлениями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена. Мы говорим о внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политике, о политической жизни, борьбе, культуре, системе, о политических отношениях, процессах, конфликтах, правах и свободах и т.д.

Истоки размышлений о  природе политических отношений  можно встретить в общественной мысли Древней Индии и Китая, но для большинства политологов точкой отсчета истории политических учений является Древняя Греция, персонифицированная в политической философии Платона и Аристотеля. Сам термин «политика», вошедший практически во все европейские языки, этимологически пришел из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно «то, что относится к государству».

Если во времена античности политика сводилась к поискам  наилучшей формы государственного устройства, то по мере развития социально-политической жизни, ее дифференциации и усложнения происходило закономерное расширение и обогащение самого понятия “политика”.

Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия  опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились  возможности первых теоретических  обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы  общественных отношений.

 

 

 

 

§ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ПОЛИТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПАРАДИГМЫ

 

Рассуждения о сфере политического начинаются, как правило, с выяснения отношений между сувереном и подданным, государством и человеком.

 

1.1.Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей:

 

Формирование философии Древней Индии происходило на базе мифологически-религиозного мировоззрения по отношению мыслителей к Ведам. Философия носила созерцательный характер и имела слабую связь с научными знаниями. Также создавались условия для возникновения и формирования логики. Философско-правовые взгляды не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Преобразования в обществе и государстве во многих учениях связывались с изменениями в образе жизни людей, с их моральным поведением.

Само искусство управления государством подчас сводилось к  нравственному совершенствованию  правителей, к управлению силой личного  примера. Для философских учений Др. Индии характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения.

Социально разделенное общество Древней Индии — самый ранний тип общества, пришедший на смену  обществу первобытному. Экономически он характеризуется господством  патриархального натурального хозяйства, определенной устойчивостью государственных  форм собственности на землю и  общинного землевладения, крайне медленным  развитием индивидуальной частной  собственности.

Традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания сказались на содержании философских воззрений Древней  Индии на государство и право. Главенствующее место в общественном сознании раннеклассовых индийских обществ занимали мифы о божественном сверхъестественном происхождении общественных порядков. С мифами связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Философско-правовые учения Древней Индии оставались сугубо прикладными.

Главным образом они касались вопросов искусства (ремесла) управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в  политических доктринах содержались  не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники  и методов отправления власти. Государственная власть отождествлялась  с властью правителя.

Буддизм является одним из самых популярных неортодоксальных философских учений древнеиндийской  философии, возникшим в VI веке до н. э. в Северной Индии. Основатель —  царевич княжества Шакья Сиддхартха Шакьямуни - впоследствии ставший монахом (Гаутама). Основным в буддизме является учение о четырех благородных (святых) истинах: первая — жить означает страдать; вторая — причина страданий — желания; третья — для освобождения от страданий необходимо лишиться желаний; четвертая — путь избавления от желаний — соблюдение учения Будды.

Будда по-новому подошел  к учению о варновом делении общества. Он рассматривал варны как профессиональные группы, причем на первое место ставились  кшатрии, а не брахманы. Брахманы подвергались Буддой суровой критике за привязанность  к земным благам, роскоши, излишествам. Такой подход Будды подрывал монополию  жречества на знание и идейное  руководство обществом и объективно способствовал укреплению позиций  кшатриев, верхушка которых охотно принимала буддизм.

Несмотря на то что Будда  в принципе не отвергал существования  социального неравенства и варнового  деления в обществе, он настаивал  на том, что для духовного совершенствования  и для достижения нирваны сословные различия не имеют никакого значения. Важнейшими в этом контексте считались нравственные заслуги человека.

Буддизм возник в эпоху  образования крупных государств в долине Ганга и поэтому показательно, что наличие централизованной власти считалось в буддистском учении важным условием «соблюдения и защиты морали». Именно в буддизме впервые  в индийской философской традиции сложились представления о сильном  правителе — чакравартине, —  «вращающем колесо праведного могущества». Общая картина идеального, с точки  зрения Будды, общества и государства  непосредственно связана с развитым и хорошо организованным хозяйством, которое должно поддерживаться и  курироваться сильной централизованной властью.

В буддистских трактатах  нередко звучит осуждение правителей, которые осмелились попрать древние  обычаи из-за корыстных вожделений. «Царь, хотя бы он уже завоевал все  земли до моря и стал обладателем  несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем». Буддистское  учение не призывает к активной борьбе с несправедливостью в обществе и государстве, однако в некоторых  притчах содержатся рассказы о том, как возмущенный несправедливостью  правителей народ вершит самосуд  над дворцовыми жрецами и изгоняет из страны царей. Однако все же центральная  установка буддизма — не социальное действие, а индивидуальный путь спасения и достижения высшей просветленности (нирваны).

Впоследствии буддизм  претерпел значительные изменения. С течением времени и эволюцией  государственности и права в  нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи общественного спасения мирян.

В свою очередь, светские правители  начинают использовать буддистское  учение в борьбе против засилья касты  жрецов и стремятся приспособить буддистские догматы к официальным  правовым доктринам. Процесс сближения  буддистского учения с официальной  точкой зрения на государство и право достигло апогея в III веке до н. э., когда царь Ашока, правящий империей Маурьев, принял буддистскую веру.

Еще одно из неортодоксальных древнеиндийских философских учений — джайнизм. Основателем учения считается Маха-вира Вардхамана (VI в. до н. э.), которого еще называли Джина (победитель). Имеется в виду победитель над перерождениями и кармой, то есть судьбой. Джайнизм — прежде всего, этическое учение, которое указывает  дорогу освобождения души от страстей и прихода к святости. По природе, считали джайнисты, души несовершенны, а их возможности необъятны. Но душа склонна отождествлять себя с  телом. Причина зависимости души от тела — страсти человека.

Причина страстей — незнание жизни. Необходимо высвободить душу от тела, от страстей, а освобождение достигается аскетизмом. Этика джайнизма  жестко диктует повседневные нормы  поведения. Все члены джайнистской общины должны добровольно давать обеты, аналогичные буддийским заповедям, содержащимся в структуре буддийского  «восьмеричного пути»: не вредить живым  существам; не брать чужого; удерживаться от запрещенных половых контактов; не вести пустых и лживых разговоров; не пользоваться опьяняющими напитками.

Зачастую к этим обетам добавлялись и другие обеты и  ограничения, направленные на более  оптимальную организацию взаимоотношений  в обществе.

Таким образом, брахманизм с  его наивной теорией государственного устройства и функций государства, буддизм и джайнизм с их программами  человеческого поведения являются ярким примером регулятивных принципов, или абстрактных ориентиров, поведения, представляя собой вполне конкретные жизненные программы и нормы, прототипы правовых идей и ценностей.

Замечательный памятник политической мысли Др. Индии - Артхашастра Каутильи (IV в, до н. э.). В этом трактате автор акцентировал свое внимание на трех основных проблемах. Во-первых, деятельность и функции мудрого государя; во-вторых, управление и право; и в-третьих, проблемы войны и дипломатии.

Изучая внешнюю политику, Каутильи пришел к выводу, что существует шесть основных ее форм: состояние  мира, война, нейтралитет, подготовка к  походу, союз, двойная политика. Классификация  имела целью дать рекомендации правителям, какую осуществлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стремиться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует  себя достаточно сильным, — нейтралитет  и т, д.

 

    1. Политические учения Древнего Китая

 

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был  император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Информация о работе Возникновение политических идей и теорий