Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:45, контрольная работа
Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы общественных отношений.
Введение 3
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 5
Политические учения Древнего Китая 9
Политическая философия Древней Греции 11
Политические идеи Древнего Рима 15
Заключение 19
Список литературы 22
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный университет
Контрольная работа
По предмету: «Политология»
На тему: «Возникновение политических идей и теорий»
студентки 3 курса
профиль: «Постановка КДП»
Зубко А.В.
Преподаватель:
Доц. Кравец А.Е.
Ростов-на-Дону
2013
План:
Введение
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Заключение
Список
литературы
Введение
В системе политических наук
и политического образования
история политических учений является
самостоятельной научной и
Поэтому вне предмета истории политических учений остаются не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей и политических деятелей. В общей совокупности политологического знания прошлого и современности политические учения занимают особое место.
В отличие от предметов
юридических наук, изучающих историю
государства и права, предметом
истории политических учений являются
не сами исторически возникающие
и развивающиеся политико-
Политическая наука прежде
чем стать самостоятельной
Истоки размышлений о природе политических отношений можно встретить в общественной мысли Древней Индии и Китая, но для большинства политологов точкой отсчета истории политических учений является Древняя Греция, персонифицированная в политической философии Платона и Аристотеля. Сам термин «политика», вошедший практически во все европейские языки, этимологически пришел из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно «то, что относится к государству».
Если во времена античности
политика сводилась к поискам
наилучшей формы
Этот процесс неразрывно
связан со становлением первых государств
как особой организации власти. Человечеству
потребовалось почти два
§ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПАРАДИГМЫ
Рассуждения о сфере политического начинаются, как правило, с выяснения отношений между сувереном и подданным, государством и человеком.
1.1.Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей:
Формирование философии Древней Индии происходило на базе мифологически-религиозного мировоззрения по отношению мыслителей к Ведам. Философия носила созерцательный характер и имела слабую связь с научными знаниями. Также создавались условия для возникновения и формирования логики. Философско-правовые взгляды не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Преобразования в обществе и государстве во многих учениях связывались с изменениями в образе жизни людей, с их моральным поведением.
Само искусство управления
государством подчас сводилось к
нравственному
Социально разделенное общество Древней Индии — самый ранний тип общества, пришедший на смену обществу первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, определенной устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.
Традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания сказались на содержании философских воззрений Древней Индии на государство и право. Главенствующее место в общественном сознании раннеклассовых индийских обществ занимали мифы о божественном сверхъестественном происхождении общественных порядков. С мифами связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Философско-правовые учения Древней Индии оставались сугубо прикладными.
Главным образом они касались
вопросов искусства (ремесла) управления,
механизма осуществления власти
и правосудия. Иначе говоря, в
политических доктринах содержались
не столько теоретические
Буддизм является одним из самых популярных неортодоксальных философских учений древнеиндийской философии, возникшим в VI веке до н. э. в Северной Индии. Основатель — царевич княжества Шакья Сиддхартха Шакьямуни - впоследствии ставший монахом (Гаутама). Основным в буддизме является учение о четырех благородных (святых) истинах: первая — жить означает страдать; вторая — причина страданий — желания; третья — для освобождения от страданий необходимо лишиться желаний; четвертая — путь избавления от желаний — соблюдение учения Будды.
Будда по-новому подошел
к учению о варновом делении общества.
Он рассматривал варны как профессиональные
группы, причем на первое место ставились
кшатрии, а не брахманы. Брахманы подвергались
Буддой суровой критике за привязанность
к земным благам, роскоши, излишествам.
Такой подход Будды подрывал монополию
жречества на знание и идейное
руководство обществом и
Несмотря на то что Будда
в принципе не отвергал существования
социального неравенства и
Буддизм возник в эпоху
образования крупных государств
в долине Ганга и поэтому показательно,
что наличие централизованной власти
считалось в буддистском учении
важным условием «соблюдения и защиты
морали». Именно в буддизме впервые
в индийской философской
В буддистских трактатах
нередко звучит осуждение правителей,
которые осмелились попрать древние
обычаи из-за корыстных вожделений.
«Царь, хотя бы он уже завоевал все
земли до моря и стал обладателем
несметных богатств, все еще жаждал
бы, будучи ненасытным, тех владений,
которые лежат за морем». Буддистское
учение не призывает к активной борьбе
с несправедливостью в обществе
и государстве, однако в некоторых
притчах содержатся рассказы о том,
как возмущенный
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. С течением времени и эволюцией государственности и права в нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи общественного спасения мирян.
В свою очередь, светские правители
начинают использовать буддистское
учение в борьбе против засилья касты
жрецов и стремятся приспособить
буддистские догматы к
Еще одно из неортодоксальных
древнеиндийских философских
Причина страстей — незнание жизни. Необходимо высвободить душу от тела, от страстей, а освобождение достигается аскетизмом. Этика джайнизма жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены джайнистской общины должны добровольно давать обеты, аналогичные буддийским заповедям, содержащимся в структуре буддийского «восьмеричного пути»: не вредить живым существам; не брать чужого; удерживаться от запрещенных половых контактов; не вести пустых и лживых разговоров; не пользоваться опьяняющими напитками.
Зачастую к этим обетам
добавлялись и другие обеты и
ограничения, направленные на более
оптимальную организацию
Таким образом, брахманизм с
его наивной теорией
Замечательный памятник политической мысли Др. Индии - Артхашастра Каутильи (IV в, до н. э.). В этом трактате автор акцентировал свое внимание на трех основных проблемах. Во-первых, деятельность и функции мудрого государя; во-вторых, управление и право; и в-третьих, проблемы войны и дипломатии.
Изучая внешнюю политику, Каутильи пришел к выводу, что существует шесть основных ее форм: состояние мира, война, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика. Классификация имела целью дать рекомендации правителям, какую осуществлять политику в разных случаях: Слабый царь должен стремиться к миру, сильный вести войну; если никто не угрожает, но царь не чувствует себя достаточно сильным, — нейтралитет и т, д.
У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Информация о работе Возникновение политических идей и теорий