Возникновение политических идей и теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:45, контрольная работа

Описание работы

Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы общественных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 5
Политические учения Древнего Китая 9
Политическая философия Древней Греции 11
Политические идеи Древнего Рима 15
Заключение 19
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Алиночка политология.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

поддержание должного порядка;

управление присоединенными  к государству территориями;

обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Право – основа государства, и все должны пользоваться общей  собственностью как общей, а частной  – как личной.

Наилучший тип политической власти, по Цицерону, – это аристократическая  сенатская республика. Он выделяет три основные формы государственного устройства:

    • власть царя – монархию;
    • власть оптиматов – аристократию;
    • народовластие – демократию.

Известными юристами в  древнеримской истории права  были также Гай, Папиниан, Павел, Модестин, Ульпиан, которые выделяли три части  в правовой системе Римской империи:

    1. естественное право, оно распространяется на все живое вообще, на животных, на людей. Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;
    2. право народов, установленное для людей мировым разумом. Римляне используют это право по отношению к завоеванным народам и другим государствам. Данное право касается войны, рабства, основания государств и т. д.;
    3. право граждан, которое регулирует отношения между римскими гражданами. Источником этого права юристы считали законы, решения плебеев.Книги Цицерона сыграли огромную роль в распространении политических идей греческих философов. Вместе с тем иноземное влияние Цицерон стремился соединить и согласовать с римскими традициями и реалиями. Цицерон в своем творчестве на протяжении всей своей политической деятельности выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, особенно против режима личной диктатуры. Наибольшее влияние в истории политической мысли приобрели положения Цицерона о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве.

В первые столетия новой  эры в пределах Римской империи  распространяется христианство. Раннехристианские  богословы мало интересовались проблемами политики, считая, что нужно отдать «кесарю кесарево, а богу - богово». Однако к середине IV в. христианство становится государственной религией Рима и христианская церковь начинает разработку собственных воззрений  на политику. Одним из первых на нее  обратил внимание видный авторитет  церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его  трактат «О граде божьем» содержит рассуждения о государственных  и правовых учреждениях, которые, как  считает автор, посланы свыше  человеку за грехи его. Сложившиеся  политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное  явление (до судного дня). Он верит, что  «град земной», где любовь человека к себе доведена до презрения к  богу, неизбежно сменится приходом «града божьего».

Вывод: Учение Августина  легло в основу новой идеологии  католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью  светской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На своей ранней стадии становление политической теории происходило  в рамках религиозно-мифологических воззрений о месте человека в  мире, о божественном происхождении  власти и ее предписаний. Различные  версии отражали возможные варианты упорядочения социально-политических отношений в разных обществах  и государствах.

Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия "общество" и "государство", считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уделяли вопросу  о том, как воспроизвести на земле  порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск  мудрого и справедливого правления  — оригинальные политические идеи мыслителей этой эпохи.

В целом политическая мысль  Древнего мира не была столь богата, как философия. Это объясняется  прежде всего сильной зависимостью развития политической мысли от существовавшей реальности. В то же время нельзя не согласиться с К. Поппером, который  отмечал, что в античности были моменты, когда могло показаться, что наука  об обществе продвинулась дальше, чем  наука о природе. В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).

Несколько другая версия в  Египте, Вавилоне, Индии. Там, согласно мифам, боги являясь источником власти правителя вместе с тем и сами являются вершителями земных дел. Кроме  того, у греков боги выступают и  в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей.

По христианской мифологии  – “Вся власть от Бога”, и связь  земной жизни с богом только через  сына бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних евреев, их главой и царем (верховным законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, который находится  в особом договорном отношении со всем еврейским народом.

Отход от мифологических воззрений  в сторону более рациональных, связан с именем Заратустры (Персия) и Будды (принца Сиддхарта). Заратустра обосновал дуализм морально-политической системы. В мире борются два начала – добро и зло. Соответственно есть два бога. Человек создан богом  добра, но он свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла, он должен своими мыслями и делами бороться против злых существ. Будда более  радикален. Он отвергает мысль о  Боге как верховной личности и  первоисточнике закона и считает, что  дела человеческие зависят от собственных  усилий людей. Буддизм дает установку  на индивидуальный путь спасения и  достижения нирваны (состояния высшей просветленности).

Величие культуры древности  и возникновение первых религиозно-философских  и нравственно-политических систем, их развитие и систематизации связаны  также с учением Конфуция, Лаоцзы (основоположник даосизма), Шаняна (основоположник легизма) и др. Они обосновали патриархальную концепцию общества, кодекс государственной  и частной морали, “рационализм порядка” и др.

Политическая мысль Античности. (Греко-римский мир.). Это время  перехода от мифа к логосу в понимании общества и государства, период рационализации политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода), формирования философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор, Гераклит), вычленение нравственно-политических проблем в особую область знания (софисты и Сократ). Это и первые систематические концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар, Полибий, Цицерон и др.)

В это время уже были сделаны шаги на поприще эмпирического  анализа политической действительности; заложен понятийный аппарат нынешней политической науки, введением в  оборот таких понятий, как политика, государство, право, мораль, власть, республика и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Воробьев К.А. Политология:  Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - с. 27-55.

2. Гаджиев К.С. Введение  в политическую науку: Учебник  для высш. учеб. заведений. 2-е издание  перераб. и доп. - М.: Издательская  корпорация «Логос», 1997. - 544 с.Общая и прикладная политология: Учебное

3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Л., 1991.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - с.299-304.

5. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - с. 409-416.

6. Панарин А.С. Политология: Учебник. - 2-е, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - 440 с.

7. Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова, М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.1. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985; Древние цивилизации. М., 1989.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990.

 


Информация о работе Возникновение политических идей и теорий