Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:45, контрольная работа
Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщении и выводов относительно политической жизни как особой формы общественных отношений.
Введение 3
1. Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы 5
Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей 5
Политические учения Древнего Китая 9
Политическая философия Древней Греции 11
Политические идеи Древнего Рима 15
Заключение 19
Список литературы 22
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. Политичecкие воззрения Конфуция производны от его моральных максим. Правление, основанное в большей степени на морали, на традиции и принуждении, — идеал Конфуция. Великий китайский моралист разработал патерналистскую концепцию государства, которая господствовала в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти два тысячелетия. Искусство управления обществом, которое создал Конфуций, — богатейшая традиция. В современном мире страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.
С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившееся достичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение, которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, его главный смысл — в универсальности, жесткости и обязательности для всех. Первым и наиболее ярким теоретиком легизма был Шан Ян (400—338 гг. до н. э.). Он пытался преодолеть упадок государства и обеспечить порядок с помощью закона (системы наказаний). Утверждая, что "основная цель закона - введение и закрепление жесткого стандарта, унификация, Шан Ян разработал ряд методов их достижения: материальное стимулирование, уравнение имуществ, награды и наказания. Причем на первое место он выдвигал, как наиболее эффективный, метод наказаний.
Легисты выступили с обоснованием
таких идей, как государственная
монополия в области
Крупная школа Древнего Китая, в рамках которой изучались проблемы политики — даосизм (Лао-цзы (род. в 604 г.до н.э.), Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.)). Ее сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Однако в трактатах даосов содержалось немало рекомендаций по проблемам управления в обществе. Согласно даосской концепции, основной метод, который должен использоваться администрацией, — недеяние. Чересчур деятельная власть с ее тяжелыми налогами приводит людей к бедам и несчастьям, а управление посредством недеяния — это стабильность, спокойствие, простота и справедливость.
В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля - ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.
Социально-политический строй
Древней Греции представлял собой
своеобразную систему независимых
полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных
государств. Территория полиса состояла
из города и прилегающих к нему
селений. По подсчетам современных
историков численность
Общей чертой полисной жизни
VII-V вв. до н.э. являлась борьба между
родовой аристократией, перераставшей
в рабовладельческую
С превращением рабства в
господствующий способ эксплуатации росло
имущественное неравенство
В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) - Римом.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
Интенсивная торговая деятельность
греков, расширявшая их познавательный
кругозор, совершенствование технических
навыков и умений, активное участие
граждан в делах полиса, особенно
демократического, вызвали кризис мифологических
представлений и побуждали
В состав философского мировоззрения
входили тогда все формы
Для развития социально-политической
теории первостепенное значение имело
расширение эмпирических знаний. Многообразие
политического опыта, накопленного
в государствах-полисах, стимулировало
теоретические обобщения
На содержание античных политико-правовых
концепций огромное влияние оказало
также развитие этики, утверждение
в рабовладельческом обществе индивидуалистической
морали. Частнособственнические отношения
и рабство подорвали
Начиная с III в. до н.э., когда
древнегреческие государства
Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в управлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Первоначально у эллинов тоже были мифологические представления о политике (Гомер, Гесиод). Но к VI-V вв. до н. э. они были вытеснены философскими методами познания, рационалистическими подходами, вершиной которых стали логико-понятийный анализ (Сократ, Платон), начала эмпирических (Аристотель) и исторических (Полибий) исследований.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.). Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, оптимально выражающего интересы всех слоев населения от демоса до аристократии. Были проанализированы различные типы существовавших политических режимов: олигархия, демократия, тирания. Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, первый выделил специальное научное изучение определенной области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.
Политические идеи Платона Афинского изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик государства, где царила бы полная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость.
Другой великий мыслитель Эллады Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия, полития) он считал те, при которых целью политики является общее благо, а неправильными (тирания, олигархия, демократия) - те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Аристотель высказал немало гениальных догадок. Так, залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан, высказывал идею верховенства закона, ввел понятие «естественного закона» и др.
Римские философы интерпретировали
идеи своих древнегреческих
Политические идеи римских мыслителей были более оригинальными, чем греческие, что объясняется совершенно иными формами политического и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.
Марк Туллий Цицерон (106—43
гг. до н. э.) был выдающимся римским
политиком, философом и оратором.
Цицерон считал, что единственным
источником счастья является добродетель
(мудрость, справедливость). Он не отделял
искусного красноречия от его
высокого политико-правового и
Цицерон полагал, что государство возникает не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство представляет собой гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.
Государство Цицерон определял как respublica (от лат. respublica, т. е. «общественное дело»), а народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял как:
Информация о работе Возникновение политических идей и теорий